ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ /  ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ /  ПРАКТИКУМ
МУЗЕЙНЫЕ СИСТЕМЫ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ И ПРОДАЖИ БИЛЕТОВ.
ОПЫТ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ"
(фрагмент статьи)
А.В.Дремайлов

При изучении использования автоматизированных систем продажи и резервирования билетов в музеях Франции вспоминается удивительный, глубоко познавательный, случай.

Париж… Музей Сите - музей музыкальной культуры, в кассе можно купить билет и на музейную экспозицию, и на концерт. Кассир работает на компьютере, но с двумя системами - системой продажи билетов в музей и системой продажи билетов в концертный зал. К компьютеру подсоединены два принтера: в один заправлена лента с бланками билета в музей, в другой - с бланками билетов в концертный зал. Кассир обслуживает посетителей, которые сами пришли за билетом.

А рядом, в офисе, за компьютерами с такими же двумя принтерами, работают менеджеры, обслуживающие клиентов по телефону. Как известно, в музей часто поступают письменные заявки от различных организаций с просьбой организовать коллективное посещение экспозиции или музейного концертного зала. Обычно в музее на основании этой заявки выписывают билеты, а сами "отработанные" заявки складывают в кипу и забрасывают на верхнюю полку стеллажа. Так делают у нас, а во Франции, после того как по письменной заявке обслужат клиента, все его контактные данные закладывают в тот самый центральный сервер автоматизированной системы продажи и резервирования билетов. Создается база данных именных клиентов. Средний французский музей имеет такую базу данных объемом в 15000 записей.

…Торжественное событие. Открывается музейная выставка. Разрезается ленточка, журналисты, прием… На лицах музейных работников улыбки, но в глазах читается вопрос "Интересно, сколько посетителей придет завтра на новую экспозицию? Мы так старались…". Так у нас. А во Франции, ровно за месяц до открытия выставки менеджеры по работе с именными клиентами (обычно их двое или трое) садятся за свои компьютеры, надевают на голову гарнитуры (специальные устройства с наушниками и микрофонами, подсоединенные к телефонам) и начинают обзванивать клиентов по телефонам из базы данных.

Теперь представим себе человека, которому лично звонят из музея и приглашают посетить новую выставку. Статистика показывает, что выражает согласие каждый второй. Менеджер согласовывает удобный день посещения (одновременно внося данные в компьютер), говорит клиенту: "Мы будем очень рады видеть Вас на нашей новой выставке" и …распечатывает счет. Счет этот кладется в конвертик, конвертик в корзиночку, содержимое корзиночки в конце дня попадает в почтовый ящик. Через два дня конвертик приходит к клиенту. Во Франции развита система оплаты чеками. Клиент выписывает чек на указанную сумму, кладет в другой конвертик, предусмотрительно вложенный в первый, и бросает в ближайший почтовый ящик. Через два дня чек попадает к менеджеру по работе с именными клиентами. Он накалывает его (удостоверение факта предварительной оплаты), распечатывает заказанное количество билетов и кладет в …конвертик. Через два дня клиент по почте получает билеты.

…Торжественное событие. Открывается музейная выставка. Разрезается ленточка, журналисты, прием… Знаете, какое чувство читается на лицах французских музейных работников? - Чувство уверенности в завтрашнем дне: 15000 билетов уже продано…

  Полный текст.  Скачать ZIP-архив с текстом статьи в формате RTF.

© Музей будущего, 2000-2001