ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ /  ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ /  ПРАКТИКУМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ ФРАНЦИИ
(REUNION DES MUSEES NATIONAUX)
(фрагмент статьи)
А.В.Дремайлов

Изучая экспозиции Музейного салона, я с удивлением обнаружил, что на салоне не представлены крупные французские музеи, например, знаменитый Лувр. Позднее я выяснил, что коммерческие интересы множества государственных или, как на Западе принято говорить, национальных музеев Франции представляет их Объединение.

Одно время французские музеи пробовали самостоятельно вести коммерческую деятельность, однако далеко не все смогли это делать успешно. Ведь музей - это специфическое образование, его миссия - сохранить древности и редкости, доставшиеся нынешнему поколению от предыдущих, и без особых потерь передать их последующим поколениям. Музей организует изучение культурного наследия и представляет его людям. Использование музейных фондов для бизнеса и получения финансовой прибыли не является изначальной задачей музея.

Бизнес, долгое время обходивший музеи стороной, начал стремительно входить в музейную сферу в связи с возросшим интересом людей к путешествиям и динамичным развитием туризма. Далеко не все музеи, старающиеся самостоятельно освоить новое для них направление деятельности, достигли успеха. Важная причина их неудач состоит в том, что первые шаги в музейном бизнесе делали не профессиональные "рыночники", а специалисты в области сохранения и изучения культурного наследия, которыми традиционно были укомплектованы музейные штаты. Эти специалисты полагали, что главное в музейном бизнесе - сам музейный предмет, а не конъюнктура рынка, не экономический расчет, не мода, не реклама, не инфраструктура музейных магазинов. Сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, нет никаких сомнений, что музей может получать прибыль от продажи всевозможных печатных изданий и сувениров; с другой, - музей не может успешно сочетать деятельность, связанную с сохранением культурного наследия и финансируемую государством, с предпринимательской деятельностью, где действуют абсолютно другие законы. В частности, по французским законам, если музей получил прибыль в результате коммерческой сделки, то он рассматривается, как объект бизнеса, а не культуры, и облагается ощутимым налогом на прибыль.

Директора национальных музеев Франции решили обсудить эти проблемы "за круглым столом". Было решено создать Объединение, которое будет выполнять функции ассоциированного коммерческого агента национальных музеев Франции.

Для выполнения Объединением функций коммерческого агента было принято следующее решение: каждый музей-учредитель подписывает договор с новой организацией, по которому передает ей все авторские права на использование изображений музейных предметов и их интерпретацию; Объединение же организует производство и реализацию товаров с использованием этих изображений с целью получения дохода, а по итогам финансового года закупает для музеев произведения искусства и другие предметы, пополняющие музейные коллекции.

Директора музеев являются членами Совета директоров Объединения. Они утверждают кандидатуру исполнительного директора Объединения, направления деятельности, заслушивают финансовый отчет и принимают решение о распределении полученной прибыли. Самое главное, что музеи никогда не получают на свои расчетные счета эту прибыль. Все налоговые взаимоотношения с государством ведет Объединение. Музей от коммерческой деятельности несет как бы косвенную прибыль, которая выражается в наращивании объема национального культурного наследия.

Имея главный ресурс - права на использование изображений музейных предметов, а также четкие ориентиры их использования, Объединение укомплектовало свой штат высококвалифицированными экономистами, юристами, специалистами в области маркетинга, рекламы и PR. Первые коммерческие проекты Объединения были направлены на производство печатной продукции, прежде всего открыток, буклетов, путеводителей, альбомов, каталогов. Раньше, когда музеи вели самостоятельную коммерческую деятельность, тираж музейного путеводителя не превышал пятидесяти экземпляров. Себестоимость производства тиража, соответственно, рассчитывалась из этой цифры и была достаточно высокой. Теперь, когда Объединение стало комплектовать единый пакет печатной продукции сразу для нескольких музеев, общий тираж музейных изданий вырос до миллиона и более экземпляров, и только одни скидки на закупку бумаги уменьшили себестоимость изданий в два раза.

Так же Объединение поступило и с производством сувениров. В один заказ объединяются: фотокопий живописных полотен в рамках (очень популярный вид продукции среди посетителей музейных магазинов), изготовление письменных приборов, подставок под стаканы, посуды с музейной символикой, ювелирных украшений, производство часов, маек, бейсболок, ковриков для "мыши", детских лото, слайдфильмов с магнитофонной записью, видеофильмов, CD-ROM. Себестоимость продукции в таких объединенных заказах оказывается ниже, чем раньше, когда музеи самостоятельно решали свои проблемы. […]

* * *

В то время как специалисты в области коммерции исследуют рынок, составляют заказы на производство товаров и реализуют их в музейных магазинах (последнее делают и сотрудники Объединения), работники музеев - специалисты в области наследия, искусствоведы, историки - посещают аукционы и подбирают произведения, которые могли бы занять достойное место во французских национальных музеях. Финансисты готовят отчет о доходах, а искусствоведы - списки предметов на закупку. После утверждения годового финансового отчета около 14% прибыли остается в Объединении на его развитие, остальная сумма идет на приобретение новых поступлений в музеи.

Опыт деятельности Объединения национальных музеев Франции показывает, как гармонично можно соединить интересы музеев с бизнесом, как музейный бизнес может эффективно работать на туризм, одновременно помогая сохранению наследия и пополнению фондов государственных музеев.

  Полный текст.  Скачать ZIP-архив с текстом статьи в формате RTF.

© Музей будущего, 2000-2001