ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ /  ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА /  ПРАКТИКУМ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЮНЕСКО
(фрагмент статьи)
Л.Я.Ноль

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО (United Nations Education Science and Culture Organization - UNESCO) - это неправительственная организация, учрежденная ООН в 1946 году. Деятельность ЮНЕСКО охватывает широкий круг вопросов: ликвидацию неграмотности и борьбу с дискриминацией в области образования, изучение и пропаганду национальных культур, проблемы информации и многие другие актуальные для международного сотрудничества проблемы.

ЮНЕСКО в соответствии со своим Уставом призвана способствовать "сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех средств информации", добиваться "свободного распространения идей словесным и изобразительным путем", помогать "сохранению, увеличению и распространению знаний" и поощрять "развитие народного образования и распространение культуры".

С наступлением информационного века эти задачи не только сохранили свою актуальность, но и приобрели новую остроту. Конкретные пути их решения ЮНЕСКО адаптирует к новой технологической среде.

В концептуальном документе "Юнеско и информационное общество для всех"1, подготовленном в мае 1996 года к совместному заседанию Комиссии по программе на тему: "Проблемы в области образования, науки и культуры в связи с новыми коммуникационными и информационными технологиями", проводившемуся в ходе двадцать восьмой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, стратегические позиции этой организации определены следующим образом:

"Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) уполномочена ее 185 государствами-членами, в частности, содействовать свободному распространению идей словесным и изобразительным путем и способствовать развитию международного сотрудничества в сфере коммуникации, информации и информатики в целях сокращения существующего разрыва между развитыми и развивающимися странами в этих сферах. В Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО на 1996-2001 годы предусматривается уделить особое внимание вопросам применения коммуникационных и информационных технологий в интересах развития, демократии и мира".

Серьезное внимание в документе уделено информатизации сферы культуры:

"В области культуры технологии мультимедиа уже открывают огромные возможности для популяризации материального и нематериального культурного наследия и для межкультурных обменов. Доступ к культурной продукции и услугам мультимедиа через информационные магистрали обеспечит каждому неограниченные возможности для приобщения к мировой культуре во всем ее многообразии. Каждый сможет в любое время послушать концерт или посетить музей в виртуальном режиме без переездов и очередей. Более того, трехмерное изображение и интерактивные интерфейсы открывают широкие новые просторы для экспериментального искусства. В целом эти технологии обладают огромным потенциалом для укрепления культурной самобытности, содействия межкультурному диалогу и стимулирования художественного творчества".

По мнению ЮНЕСКО, в ближайшем будущем общество столкнется (и уже столкнулось) с целым рядом новых проблем.

Один из важнейших аспектов существования современного демократического общества - право на коммуникацию. Оно сопряжено с обеспечением доступа к телекоммуникационным средствам по низким ценам для "интеллектуальных секторов" (образование, наука, культура, средства информации, библиотеки и архивы), которые играют решающую роль в развитии национальных информационных инфраструктур.

Другой важной проблемой является поддержание в информационном обществе языкового и культурного многообразия. Глобализация, обусловливаемая технологией, воспринимается многими как угроза для местных обычаев, ценностей и верований.

Расширившийся доступ к взаимосвязанным сетям и базам данных порождает серьезные этические и правовые проблемы, такие, например, как конфиденциальность информации и право каждого проверять касающиеся его данные, регламентация содержания информации, распространяемой по информационным магистралям (информация нетерпимого, расистского, насильственного или порнографического характера и, особенно, ее доступность детям), компьютерное пиратство и другие преступления в области информатики, авторское право и пр.

Воздействие компьютерной технологии на личность и ее социальное поведение также носит противоречивый характер: уже сегодня перед человеком открыты огромные возможности для доступа к различным областям знаний. Это может неоправданно завысить значение связи "человек-машина" в ущерб осмыслению, самостоятельности и развитию способностей личности.

Информационные магистрали являются важным фактором крупных социальных преобразований - таких, как интернационализация торговли и развитие мирового экономического рынка, глобализация системы распространения новостей и личной коммуникации, изменение состава рабочей силы в связи с возрастающим использованием информационных технологий на рынке труда.


1 UNESCO and Information Society for All, A position paper, CII-96/ws/4, UNESCO, May 1996   Наверх к ссылке на сноску

  Полный текст.  Скачать ZIP-архив с текстом статьи в формате RTF.

© Музей будущего, 2000-2001