Концепция развития внешних связей музея


Концепция    Содержание    Предыдущая    Следующая


III.4. Концепция развития внешних связей музея

Существовавшая ранее система внешних связей Самарского музея имела маложизнеспособную в современных условиях структуру. Эта структура сформировалась в предшествующие десятилетия, когда музейные контакты развивались преимущественно в вертикальном направлении.
Основными партнерами музеев были либо «вышестоящие» организации, представленные идеологическими инстанциями и ведомственными органами управления (отсюда поступали в музей основные потоки информационных и материальных и ресурсов), либо нижестоящие учреждения (филиалы музея), для которых головной музей служил своего рода транслятором того, что в него поступало с более высокого уровня. Горизонтальные связи музея ограничивались контактами с местными научыми учреждениями, и т.н. «массовой» работой с музейными посетителями. Последняя категория социального окружения музея всегда была самой многочисленной, хотя никогда не имела определяющего влияния на ход музейного развития. Посетители, с точки зрения музейного коллектива, представляли собой нечто необходимое и очень важное для существования музея, но это нечто оставалось аморфным по своим свойствам и структуре. Мало кто из музейных работников мог определенно охарактеризовать степень разнообразия адресованных музею общественных запросов. Необходимые для этого регулярные и репрезентативные социологические исследования не проводились.
Взаимодействие со всеми категориями субъектов музейной коммуникации (за исключением отдельных форм сотрудничества с научными учреждениями) имело однонаправленный характер, не имея признаков обратной связи и равноправного партнерства. Чаще всего музей фактически выступал в роли своеобразного передаточного звена, транспортера или ретранслятора, тех или иных информационных потоков или ценностных ресурсов, никогда не выступая в роли равноправного партнера или инициатора культурного взаимодействия и тем более - в роли субъекта собственной культурной политики. Сказанное было почти в равной степени характерно как для историко-политических музеев, к числу которых относился филиал Центрального музея В.И.Ленина, так и для краеведческих музеев, развивавшихся на протяжении длительного времени как сугубо идеологические, или в лучшем случае (что почти одно и то же) - культурно-просветительные учреждения.
Совершенно очевидно, что сегодня в условиях происходящих в стране социальных, политических и экономических реформ, прежняя система музейных связей оказывается неработоспособной. Вертикальные коммуникации оказались либо разрушенными, либо сильно ослабленными, а горизонтальные - недостаточно широкими и надежными, чтобы обеспечить устойчивое ресурсное обеспечение и поступательное развитие музейного учреждения. Таков еще один аспект коммуникационного кризиса, в котором оказался Самарский музей.
Смысл предлагаемой нами перспективной модели развития общественных связей музея заключается в следующем. С одной стороны, она позволяет сформировать целостное представление о возможностях развития внешних связей СОИКМ. С другой стороны, определив составляющие элементы системы, направления и режимы ее функционирования, она обеспечивает необходимое структурирование общей картины. Новая модель развития системы внешних коммуникаций музея - это своеобразный инструментарий для выявления и привлечения к решению музейных проблем дополнительных ресурсов: интеллектуальных, информационных, организационных, финансовых и др.
Разработка модели внешних связей в значительной степени задавалась пониманием и трактовкой специфики СОИКМ в сравнении с другими музеями города и области. Поскольку СОИКМ является краеведческим музеем, начнем с определения качественных характеристик этой группы и ее места в музейном сообществе.
Во-первых, группа краеведческих музеев самая многочисленная в музейной сети страны: такой музей есть в каждом областном и почти в каждом районном городе. Во-вторых, в данной группе музеев особенно рельефно выступают такие характерные для этого социального института качества, как полифункциональность и комплексность: фонды представляют собой систему различных по типам, содержанию и хронологии коллекций; экспозиция моделирует разноплановый музейный образ края в историческом контексте; образовательная, просветительская, досуговая деятельность рассчитана на самые разные социальные группы. Это позволяет считать краеведческий музей наиболее демократичным музейным учреждением России.
Хорошо известно, что за последние 10-15 лет по отношению к краеведческим музеям сложилась общая тенденция утраты интереса и снижения посещаемости. Эта тенденция имеет исторические корни, уходящие во 2-ю пол. 1920-х гг., период, отмеченный применительно к музейному делу и культуре в целом процессами унификации и идеологизации. Заложенная в краеведческом музее идея комплексности была вульгаризирована. Вынужденные следовать одному нормативу, предусматривающему обязательный набор тематических разделов соответствующего содержания, краеведческие музеи превратились в «типовой музейный проект» советской эпохи.* С ее окончанием нежизнеспособность этого музейного организма стала очевидной.
Есть еще одна, более современная причина сохранения тенденции к снижению социальной востребованности результатов деятельности краеведческих музеев. Этой причиной является заметное возрастание числа организаций, конкурирующих с краеведческими музеями в сфере культуры и досуга. Нельзя забывать также о прошедших в различных регионах России за последние 5 лет изменениях социокультурной ситуации, связанных с динамикой образа жизни, формированием индустрии культуры. Привычным явлением стали видеосалоны, дискотеки, залы игровых автоматов, ночные клубы и казино. В то же время, все чаще возникают частные галереи и художественные салоны. Перед краеведческим музеем встает проблема конкуренции с новыми институтами в сфере культуры и досуга.
Необходимость модернизации краеведческих музеев вряд ли нуждается в обосновании. Проблема состоит в том, по какому пути должна идти эта модернизация.
Вначале ответим на вопрос, какие качественные характеристики краеведческого музея не утратили своего значения в настоящее время и могут выступать основой модернизационных процессов?
С нашей точки зрения, это заложенные еще в изначальной идее создания краеведческого музея его демократическая природа, универсальность, выраженная популяризаторская функция. Развитие данных качеств при устранении шаблонности и стереотипов, еще не изжитых в музейной среде, способно разрушить типовое восприятие краеведческого музея как некоего скучного, утомительного и неизбежно повторяющегося в каждом городе учреждения и сформировать его своеобразие и индивидуальность в новом историческом и социокультурном контексте.
Основываясь на таком понимании краеведческого музея, на анализе предыдущих концепций, а также опираясь на результаты предпроектного этапа исследования (в частности, на материалы анкетного опроса), логично рассматривать СОИКМ как музей с максимально широким социальным диапазоном деятельности. Это задает потребность структурирования внешних связей музея, нацеленного на определение конкретных адресатов музейных коммуникаций, действительных и потенциальных, партнеров и конкурентов.
Системообразующими элементами модели внешних связей СОИКМ являются государственные, общественные, частные институты, находящиеся с ним во взаимодействии. В контексте поставленной цели и с точки зрения практического использования наиболее удобной представляется их классификация по степени функциональной близости с музеем, задающей направление развития и наполнение контактов.
Основными режимами работы системы можно считать два - «партнерский» и «конкурентный».
Партнерский режим работы предполагает наличие у музея и контактирующей с ним организации:
а) общей цели (отсюда возможность совместной целенаправленной деятельности в рамках двусторонних или многосторонних целевых, комплексных и т.п. программ и проектов);
б) общих проблем (отсюда возможность эпизодического или долговременного объединения усилий и ресурсов, направленных на преодоление этих проблем);
в) технологической зависимости, то есть невозможности осуществления функций одной организации без своевременного получения результатов деятельности другой (отсюда возможность кооперации);
г) обоюдной или односторонней заинтересованности в тех или иных взаимных услугах (отсюда возможность обмена, в том числе купли-продажи этих услуг).
I. Исходя из степени функциональной близости, первым системообразующим элементом модели внешних связей СОИКМ выступают другие музеи города и области. Один и тот же социальный институт - музей - они представляют в зависимости от выбранной специфики. Так, деятельность Самарского областного художественного музея в значительной степени определяется взаимодействием с художественной средой, творческой интеллигенцией. Муниципальный музей-усадьба А.Н.Толстого, представляя группу литературных музеев, пытается сосредоточить внимание на работе с детской аудиторией, разрабатывая соответствующие дифференцированные программы. В целом музеи города и области отличает от СОИКМ более выраженная специализация, ориентация на определенные социальные группы. Присущая краеведческому музею комплексность и максимально широкий социальный диапазон деятельности открывают самые разнообразные возможности для выстраивания системы коммуникаций со всеми музеями региона.
Режим взаимодействия СОИКМ с другими музеями определяется как комбинированный: они могут быть партнерами, а могут выступать как конкуренты. Режим партнерства, предполагающий совместные акции, распространяется на все существующие виды музейной деятельности, используя разнообразные варианты. Например, сосредоточив внимание на актуальности общих для музеев в целом и конкретных для СОИКМ проблем, а также на имеющемся у него потенциале, можно выделить следующие направления партнерских отношений*:
-Выставочное. Переживаемый сегодня значительной частью музеев период подъема выставочной деятельности вызван как сложностями, связанными с обновлением стационарной экспозиции, так и необходимостью решения проблемы привлечения посетителей. Актуальность этого направления для СОИКМ обусловлена, с одной стороны, отсутствием стационарной экспозиции, с другой, наличием специальных выставочных площадей, выигрышно отличающим его от других музеев города и области. Предполагается развитие таких форм, как: совместные выставки, в т.ч., стационарные, передвижные, выездные (например, зарубежные); выставки-продажи (музейные ярмарки), выставки-аукционы и т.п.; «гостевые выставки» - приглашение коллекций других музеев для показа на площадях СОИКМ; представление материалов СОИКМ для демонстрации в иных музейных помещениях.
-Информационное. Значимость информационного обмена в современных условиях не нуждается в доказательстве. Актуальность этого направления усиливают также возникшие у региональных музеев в последние годы сложности приобретения научной литературы из центральных библиотек и выезда сотрудников на конференции, семинары, курсы повышения квалификации. Развитие партнерства может выражаться в организации совместных конференций; взаимоучастии в конференциях, семинарах, лекциях, обсуждении работ друг друга, в работе Ученого и других советов; предоставлении фондов, архива, библиотеки СОИКМ для музейных коллег и использование информационного потенциала других музеев для научной деятельности СОИКМ; создание единой компьютерной коммуникационной системы музеев города и области как высший уровень информационного обмена.
-Экспертное. Актуальность этого направления обусловлена постепенной утратой в музейной среде профессиональных навыков работы с музейным предметом, извлечения содержащейся в нем информации. Борьба с «вещеведением» в 1930-е гг. привела к уничтожению традиций воспитания и подготовки музейных экспертов. В большинстве случаев музейный предмет остается «вещью в себе». Специалисты, способные к квалифицированному изучению музейного предмета, знающие методологию и технологию процесса - скорее исключение, чем правило для наших музеев. Их не готовит ни одна из структур в сфере музейного образования. Выявление в музейной среде города и области (прежде всего, в самом СОИКМ) специалистов такой квалификации, проведение взаимных экспертиз, обобщение их результатов, воспитание нового поколения музейных экспертов с использованием современных технологий - таким в общем виде представляется развитие данного направления.
Другой вариант моделирования партнерских отношений СОИКМ с музеями города и области может основываться на программном подходе, предполагающем набор дифференцированных программ для разных социальных групп. Тогда «музейные связи» СОИКМ встраиваются в каждую конкретную программу (например, в детских программах предусматриваются совместные акции с Музеем-усадьбой А.Н.Толстого).
Направления и механизмы, определяющие развитие взаимодействия СОИКМ с музеями города и области могут быть экстраполированы и на музеи других регионов России, а также на потенциальных зарубежных партнеров. Основой формирования устойчивых контактов с музееведческими центрами, как отечественными, так и зарубежными, является информационный обмен, позволяющий музееведческим центрам создавать или расширять уже имеющиеся базы данных о музеях, а музеям, в том числе СОИКМ, владеть свежей информацией в сфере музеологии.
II. Выбор в качестве следующего системообразующего элемента модели внешних связей СОИКМ вузов и НИИ города определяется общностью научно-исследовательской функции. Их ролевое назначение по отношению к музею выражается в научном обеспечении музейной деятельности. Представляя научную среду города, вузы (выступающие в регионах не только как учебные, но и как научные центры) и НИИ традиционно взаимодействуют с музеями в режиме «партнеров». Более продуктивным представляется перевод партнерских отношений в систему заказов на проведение конкретных исследований или на адаптацию специальных научных знаний для различных направлений музейной деятельности. Постоянное взаимодействие СОИКМ с научной средой обеспечивает ему необходимую степень информированности о развитии профильных дисциплин и соответствующий научный уровень музейных разработок. Кроме того, для привлечения внимания ученых к музею следует максимально широко использовать коммуникационные каналы: включать фамилии соавторов, консультантов, рецензентов в тексты экспозиций и выставок, титульные листы музейных концепций, сценариев и другой документации, рекламировать научные контакты через СМИ.*
III. Следующим элементом системы внешних связей музея выступают образовательные институты, также традиционно взаимодействующие с ним в режиме «партнеров». У Самарского историко-краеведческого музея уже сформирована определенная основа для создания дифференцированных программ, ориентированных на детскую и подростковую аудиторию («Музейная академия»). Разработку подобных программ целесообразно вести совместно с представителями образовательных структур, что обеспечит наполнение учебного процесса необходимым музейным содержанием. Школьные уроки можно органично сочетать с различными занятиями в музее, как-то: уроки-экскурсии по экспозициям и выставкам; посещение фондов, нацеленное на приобретение элементарных навыков работы с памятниками материальной культуры. Для старшей возрастной группы, предполагающей более высокую степень «музейной» подготовленности, возможны активные формы включения в процесс музейной коммуникации - например, самостоятельная разработка и проведение экскурсий.
IV. Принимая во внимание актуализацию для музеев за последние несколько лет функции организации свободного времени, в качестве следующего системообразующего элемента модели внешних связей СОИКМ следует рассматривать общественные институты сферы досуга. Возникающие сегодня в регионах дискотеки, ночные клубы, казино остаются за рамками анализа в силу их абсолютно разной с музеем природы. В контексте возможного взаимодействия с музеем нас интересуют структуры, занимающиеся организацией как массовых, зрелищных акций (празднеств, ярмарок, фестивалей и т.п.), так и камерных, элитарных форм досуга (вечера, творческие встречи, салоны, гостиные и т.п.). Они могут выступать по отношению к СОИКМ и в качестве партнеров, и в качестве конкурентов.
У СОИКМ существуют контакты с рядом организаций, которые принимали участие в финансировании и проведении отдельных музейных акций (фольклорного праздника «Святки», новогодних елок). Однако для нее музей выступает пока не более чем удобная демонстрационная площадка. Сотрудничество СОИКМ с подобными ему организациями нуждается в специальных музейно-досуговых программах, предусматривающих не просто проведение традиционного шоу или фестиваля, а своеобразную музеефикацию события или личности, которым посвящена акция. Это предполагает моделирование среды музейными средствами: воссоздание определенной временной и бытовой атмосферы на основе имеющейся в музее информации, использование музейных предметов (или их копий). В противном случае обычные досуговые мероприятия вряд ли приживутся в музейных стенах. Доказательство тому - клуб старшеклассников «Воскресенье», который не найдя своей «музейной ниши», умер, не успев начать работу. Напротив, «Алабинский бал» с соблюдением соответствующих правил этикета и наличием аксессуаров, нуждается в поддержке и придании ему статуса ежегодного музейного праздника.
Вокруг СОИКМ должно сформироваться собственное сообщество из таких представителей городской интеллигенции, как преподаватели вузов, учителя, врачи, технократическая элита. Их отношение с музеем определяются наличием профессионального или любительского (хобби) интереса «музейного характера», например, коллекционирование или увлечение генеалогией.
Музейный клуб можно рассматривать как более демократичную, по сравнению с салоном, форму организации свободного времени, обладающую значительными возможностями в плане развития среды музейной коммуникации. Об этом свидетельствует успешная на протяжении нескольких последних лет деятельность военно-исторического клубов, клуба «Краеведческие четверги», ассоциации «Самарский геолог», археологического клуба школьников при СОИКМ. Их характерной особенностью является включение в контекст клубных заседаний предметов как из музейного, так и из частных собраний. С точки зрения коммуникационного подхода такие встречи выступают своеобразной модификацией более привычных для музеев экспозиционных актов «музейной коммуникации»: для их участников создается возможность реализации той же самой культурной нормы отношения к предметному миру, но в более благоприятных условиях для восприятия.
Вопрос о музейных клубах тесно связан, на наш взгляд, с проблемой понимания краеведения и краеведческой деятельности. Долгое время в музеях смысл краеведения, многоаспектного по своей природе явления, сводился к унылому единообразию: типовой структуре и отражавшей ее экспозиции, начинавшейся чучелом медведя и зубом мамонта и заканчивающейся образцами продукции местных промышленных предприятий, а также ежегодными отчетными заседаниями Общественного совета. Один из возможных путей преодоления сформировавшегося стереотипа - это иной уровень понимания краеведения как метода, способа выражения музейного содержания. Так же, как любой музей по сути является историческим, ибо в его деятельности заложен принцип историзма, исторический подход к действительности, каждый региональный музей вне зависимости от того, чему он посвящен - археологии или поп-арту - является краеведческим, ибо представляет местные, региональные, т.е. краеведческие коллекции. При таком понимании краеведения существующие и возникающие при СОИКМ клубы, имеющие определенное содержательное наполнение (военно-историческое, культурно-историческое, экологическое) можно рассматривать как краеведческие, исходя из прямой или опосредованной связи предмета их изучения и деятельности с данной конкретной территорией (это отнюдь не означает отрицание традиционных форм организации краеведения: кружки, лекции, конференции и т.д.).
V. Поскольку функционирование системы внешних связей СОИКМ нуждается в экономическом обеспечении, завершающим ее элементом следует считать социальные институты, выступающие по отношению к музею фактическими или потенциальными меценатами и спонсорами. Взаимодействие с такими организациями - сравнительно новое направление для российских музеев в целом. СОИКМ также только формирует первый опыт подобного сотрудничества. Заключены договоры с фирмами «Экспо-Дом» и «Экспо-Волга», которые занимаются организацией выставок и презентаций, на проведение комплекса международных коммерческих выставок в 1998-99 гг. Такой путь развития музейно-коммерческих связей является одним из наиболее соответствующих музейной специфике. Заслуживает внимания и такие форма совместной деятельности, как организация музейного магазина или киоска, специализирующегося не на обычном наборе сувенирной продукции (шали, матрешки, украшения), а на продаже копий наиболее аттрактивных и экспрессивных предметов из музейного собрания. Пора вести и подготовку музейных выставок для экспонирования в других регионах или за рубежом. Это новое направление музейных связей должно иметь необходимую концептуальную и программную проработку с соответствующим организационным, управленческим и экономическим сопровождением.
Особое внимание следует уделить развитию сотрудничества с благотворительными фондами регионального, общероссийского, международного уровней. Начальный этап предполагает выявление и анализ информации о существующих фондах, их специализации. Затем потребуется работа в постоянном режиме, нацеленная на привлечение внимания к музею, на разработку конкретных предложений к этим организациям (заявок на гранты) по программам содействия музею или по проведению совместных акций.
Завершая рассмотрение системы внешних связей СОИКМ, следует упомянуть две организации, не вписанные в схематическую модель в силу неоднозначности их соотнесения с составляющими ее элементами. Во-первых, это выставочный центр «Экспо-Волга», не выступающий уже, как раньше, явным конкурентом СОИКМ и имеющий, с одной стороны, некоторую функциональную близость с музеями, а с другой, с досуговыми институтами. Во-вторых, ассоциация «Поволжье», занимающую промежуточное положение между музеями и научными учреждениями (имеет исследовательские программы, располагает необходимым научным потенциалом и информационными базами данных по культурному наследию региона). «Поволжье» следует рассматривать как одного из важнейших партнеров СОИКМ. В контексте общности стоящих перед ними проблем по сохранению и актуализации культурного наследия сотрудничество может стать взаимополезным и перспективным.
Отдельно следует отметить корпуса и филиалы СОИКМ, которые рассматриваются нами как составные части единого музейного организма. Их место в системе внешних связей определяется имеющейся спецификой и выбранной специализацией. Так, особняк Курлина с его выраженной камерностью, элитарностью, может стать местом организации камерных форм досуга, например, клубных встреч городской интеллигенции.
За рамками предлагаемой модели внешних связей СОИКМ остались управленческие структуры, хотя контакты с ними составляет значимую часть жизни музея. Такое обособление не является случайным. Оно объясняется наличием требующей специального внимания сферы взаимодействия - культурной политикой. Принципиально важным звеном для разработки культурной политики является определение приоритетов. Это направление следует рассматривать как основу взаимодействия СОИКМ с управленческими структурами. С одной стороны, речь идет о выделении приоритетов развития СОИКМ как объекта культурной политики. С другой стороны, имеется в виду определение приоритетов региональной культурной политики в сфере сохранения и использования культурного наследия региона в целом. Во втором случае СОИКМ выступает как субъект культурной политики, который, координируя усилия с другими государственными, общественными, частными институтами, вовлеченными в культурную политику, участвует в ее формировании.
Необходима общественная поддержка системы внешних связей СОИКМ. Это предполагает создание ряда организационных структур (общественных советов), обеспечивающих развитие конкретных направлений. Например, в функции Попечительского совета входит решение финансовых вопросов (источники поступления, распределение, контроль); Ученый совет отвечает за научный уровень музейной продукции; Общество друзей музея заботится о привлечении внимания к музею и формировании его имиджа.

Вопросы формирования имиджа музея
На современном этапе СОИКМ представляет собой «неизвестный музей» по следующим причинам:
1. Дом Курлина, экспозиции в здании Мемориала на втором этаже, выставочный комплекс на первом этаже, филиалы музея - каждая из этих «зон» воспринимается посетителями обособленно, отдельно друг от друга.
2. Средства массовой информации, через которые проходит реклама арендных мероприятий СОИКМ (как в случае с «Экспо-Домом») не заинтересованы в рекламе музея как такового, часто дают неполное название СОИКМ (например: «в здании Музея им. Алабина» и даже «в здании музея Алабина»), что также дезориентирует посетителей и клиентов.
3. Как правило, информация о музее подается децентрализовано: от ученого секретаря, из выставочного, просветительского отделов, от администратора музея либо от дирекции, подчас они противоречат друг другу (вплоть до неточной информации о мероприятиях и выставках).
Таким образом, являясь центральным звеном в системе культурных учреждений края, предлагая области ряд комплексных услуг в сфере отдыха и в сфере образования, широкий спектр программ для разных категорий населения, осуществляющий целевые программы международного (международные выставки, Дни культуры, Дни экономики разных стран российского (совместно с органами Министерства культуры и Министерства образования РФ) и регионального (совместно с органами Администраций области и города) статуса, СОИКМ из-за отсутствия объединяющего имиджа имеет ряд проблем внешнего и внутреннего характера.
К первым относится потеря потенциальных партнеров и посетителей из-за децентрализованного маркетинга. Внутренняя проблема - потеря самомотивации сотрудников (они не чувствуют, что уважением пользуется музей в целом). Новая проблема - ослабление возможностей лоббирования на уровне региональных властей (при финансировании программ).
Отсюда следует вывод о необходимости формирования осознанного имиджа СОИКМ. Имидж - это не экспозиции, не сотрудники, не услуги, не дирекция и даже не реклама. Научное понятие «имидж» подразумевает то, что на английском языке звучит как personality, т.е. индивидуальная характеристика компании, создаваемая на основе рекламного или потребительского опыта в виде совокупности особых достоинств (качеств или характеристик), которые способствуют выяснению отличий данной компании от других.
Иными словами, имидж - это представление о музее, формируемое целенаправленно через СМИ, включая рекламу. Имидж - это то, как музей выглядит в глазах клиента (посетителя и партнера).
Для простоты в дальнейшем будем называть имидж «маркой». В России существуют отличные марки музеев - ГИМ, Эрмитаж, Третьяковская галерея, при одном упоминании названия которых возникает образ незыблемого, фундаментального основания всей отечественной культуры.

Цели создания марки СОИКМ:
1. Создание предпосылок для уважительного отношения к музею.
2. Создание ситуации приоритетного права выхода на рынок.
3. Создание высокого уровня лояльности потребителей на рынке и властей.
Для достижения этих целей необходимо:
1. Провести мероприятия по созданию имиджа музея.
2. Наладить постоянную работу в самом коллективе музея, чтобы сотрудники ассоциировали себя с музеем, стали носителями его образа, марки.
Мероприятия по созданию имиджа музея:
1. Составление исчерпывающего представления о «рынке», на котором действует музей. Этот рынок - люди, которые могут быть подразделены на группы:
1. Внутренняя (важнейшая) группа - собственно работники музея (носители марки) от директора до гардеробщика без исключения.
2. Целевой рынок. Анализ музейной аудитории показывает, что посетителей музея можно условно разделить на две большие группы (целевой рынок- это наиболее значимые группы на «большом рынке» Самарского региона).
1)  первый сегмент целевого рынка - школьники и студенты,
2)  второй сегмент целевого рынка - туристы, семьи, пенсионеры.
Два этих сегмента выделены по признаку наличия различных требований к музею. Из этих сегментов выделяются две целевые группы: непосредственные клиенты.
Целевая группа первого сегмента - это учителя и преподаватели, второго сегмента - сотрудники предприятий досуга и социальных служб (турбюро, советы ветеранов, службы семьи и т. п.), так как именно они нуждаются в услугах музея и заказывают их.
Таким образом, целевая группа марки СОИКМ - преподаватели и организаторы досуга.
3. Правительственные учреждения - органы власти, от которых непосредственно зависит финансирование музея, распределение выгодных возможностей или проведение почетных акций в стенах музея, административное регулирование (вплоть до штатного расписания).
Эта часть общественности СОИКМ: областное и городское Управления культуры, губернатор области, мэр города, органы Министерств культуры и народного образования РФ, а также другие органы власти, способные административно и законодательно манипулировать музеем.
4. Финансисты - обслуживающие музей банковские структуры. Потенциальные кредиторы и структуры, вкладывающие деньги в музейные программы (благотворительные фонды, экологические комитеты, бизнес-центры), потенциальные доноры музея.
5. Сфера образования - академический мир, подпитывающий музей идеями, консультирующий, непосредственно ведущий оргработу вместе с сотрудниками музея. Возможна профориентация кадров для музея со студенческой скамьи (СамГУ, СГПУ и др.).
6. Общественные организации - для обмена информацией, поведения совместных мероприятий (культурно-национальные центры, религиозные организации, общественные фонды, предвыборные команды и штабы, детские и иные социальные фонды и т. п.)
Самый трудный этап в создании имиджа - выработать желаемый образ музея.
Возможный вариант желаемого образа СОИКМ:
СОИКМ - это генофонд культуры края, это место встречи и взаимообогащения разновременных и современных культур, это уникальный по своей универсальности и общедоступности узел культурных коммуникаций, это мировой уровень предоставления образовательных, информационных и рекреационных услуг.
Иными словами, желаемый образ СОИКМ - это обещание обществу пользы (прежде всего в сфере общения, образования и отдыха).


Концепция    Содержание    Предыдущая    Следующая