Предшествующий опыт развития музея


Концепция    Содержание    Предыдущая    Следующая


История и современные условия музейного развития

I.1. Предшествующий опыт развития музея

Самара относится к числу тех немногих городов, где первые публичные музеи возникают по инициативе передовой общественности, признавшей необходимость широкого распространения науки и культуры в народные массы. Самарский публичный музей по времени основания (1886 г.) оказался в ряду первых музеев Поволжья. Так, в Нижнем Новгороде и Саратове музеи основаны в 1887 г., в Астрахани - 1890 г., Казани - 1895 г., в Пензе - 1905 г., в Волгограде - 1914 г., Симбирске - 1918 г.
Поводом для постановки вопроса об организации музея в г.Самаре послужил 25-летний юбилей царствования Александра II. «Лучшим памятником царю-освободителю, - считал автор проекта П.В.Алабин, - должно быть учреждение, которое образуется для нравственного и умственного развития... Публичный музей, ... правильно устроенный и вполне доступный публике, признается одним из лучших способов проведения полезных и необходимых сведений в народные массы». Таким образом, с первых лет своего существования Самарский музей рассматривался как первоисточник знаний и как средство их широкого распространения среди музейных посетителей.
Важно заметить, что уже в первой, алабинской концепции музея, кроме «наглядного ознакомления» с Самарским краем, ставилась задача развивать эстетический вкус посетителей, причем не только выставленными произведениями искусства, но и «образцами и моделями действующих и изобретаемых орудий и машин, служащих для облегчения труда». Иными словами, музей представлялся его создателям как хранилище и ретранслятор не только знаний, но и образцов культуры, или, говоря современным языком, - духовных ценностей. В качестве носителей этих ценностей допускалось использование как подлинных музейных предметов, так и заменяющих их моделей.
Основным направлением деятельности музея на этапе его становления было формирование коллекций. С 1889 по 1914 гг. музей ежегодно публиковал свои отчеты, в которых указывалось, сколько в фондах музейных предметов, и в какие коллекции они поступили. Однако ориентация на задачи комплектования не означала самоизоляции музея от общества. Скорее наоборот, на этом этапе музей развивался как полностью открытая для внешнего взаимодействия система. В публикациях ставились задачи привлечь к комплектованию коллекций общественность, сделать ее представителей «внештатными сотрудниками музея". Имена тех, кто оказывал музею ту или иную помощь, отмечались в ежегодных отчетах. В листовке музея говорилось, что лица, желающие стать сотрудниками музея, должны обращаться к членам комитета по заведованию музеем.
На начальном этапе развития музея комплектование его фондов происходило на систематической основе. Однако уже в 1914 г. был сделан шаг от типологического комплектования к тематическому, ориентированному на сферу интересов широкой публики, а не только специалистов. В частности, проводилось комплектование по текущим событиям, например, по теме «Россия в мировой войне».
Руководство музеем вплоть до октября 1919 г. осуществлял состоявший из 27 человек Комитет по заведованию Самарским городским музеем и Александровской публичной библиотекой.
Все эти факты характеризуют Самарский музей как учреждение с явно выраженной ориентацией на тесный контакт с его социальным окружением. Музей отличало стремление привлечь к своей деятельности как можно больше союзников и партнеров.
В этих чертах Самарского музея, заложенных его основателями, можно усматривать предпосылки эволюции современного краеведческого музея. Это значит, что о современных демократических и коммуникационных тенденциях в развитии Самарского областного историко-краеведческого музея можно говорить как об инновационном процессе с достаточной долей условности. Возможно, установка на открытость музея к широкому социальному взаимодействию - это скорее самарская традиция, чем нововведение. Правда, приходится признать, что эта традиция формировалась непросто и сохранялась на разных этапах музейной истории не лучшим образом.
На первом этапе своей истории музей не стал в полной мере общедоступным. Не имея достаточного помещения для показа своих коллекций, даже сознательно ограничивая масштабы их формирования с учетом мизерных материальных дотаций от Самарской городской думы, Самарский публичный музей долгие годы оставался «вещью в себе», не обретая той степени общественного звучания, на которую рассчитывал П.В.Алабин. Посещаемость музея с 1900 по 1916 г. колебалась от 2800 до 5300 человек в год. 80% посетителей составляли учащиеся гимназий, реальных училищ, учительских семинарий и т.п. Это говорит о том, что фактически музей был учебным, а не публичным, каким он мыслился его создателями.
Может быть, по этой причине большевики и эсэровское правительство Комуча очень лояльно отнеслись к музею. В частности, после октября 1917 г. в музей поступило 6 тыс. музейных предметов из национализированных домов и имений. Правительство Комуча после захвата Самары в июле 1918 г. передало в музей архивы советских учреждений.
В ноябре 1919 г. управление музеем перешло в руки «Музейной тройки» - так называли Комиссию по делам Охраны памятников искусства и старины. В состав Комиссии входили всего три человека. Под их руководством музей был закрыт для посетителей, приведен в полный беспорядок, подвергся хищениям, были уничтожены все имевшиеся описи. К 1921 г. в музее не осталось ни одного сотрудника и он оказался на грани ликвидации. На помощь пришла самарская общественность. В начале 1921 г. общее собрание Самарского Общества археологии, истории, этнографии и естествознания при Самарском госуниверситете обратилось в СамГубОНО с просьбой передать музей в его ведение. В марте 1921 г. Обществу было предложено образовать коллектив, привести музей в порядок и заведовать им.
Музей возрождается, но уже в новом качестве. Разрабатывается новое «Положение о Самарском губернском музее», которое фиксирует изменение его прежней концепции. Поскольку Положение разрабатывалось учеными, членами Общества археологии, истории, этнографии и естествознания, то музей определялся как «научное учреждение, имеющее целью сосредоточить в себе все, что относится до археологии, искусства, художественной промышленности, истории, этнографии, естествознания вообще и Самарского края в частности».
Целевая ориентация музея, по сравнению с первоначальной, меняется: из научно-просветительного (по проекту П.В.Алабина) он превращается в музей исследовательский, академический. Это отражается в его новом названии - «Самарский губернский научный музей», а также в направлениях комплектования. Коллекции начинают пополняться всеми категориями предметов, относящимися к данной отрасли науки. Выход сферы собирательской деятельности музея за пределы Самарского края был обусловлен составом его аудитории, предъявлявшей к коллекциям иные требования, чем это было при П.В.Алабине. Непосредственность реакции музея на запросы приоритетной категории посетителей - закономерное явление. Однако заслуживает внимания тот факт, что в новом Положении о музее все же было указано намерение сделать собранные коллекции общедоступными - путем «демонстрации, публичных лекций, бесед, выставок».
На этом этапе музей управлялся Коллегией научных работников. В нее были избраны 15 человек - специалистов и заведующих отделами - из 27 сотрудников музея. Коллегия обладала широкими правами: 1) избирать Президиум, состоящий из директора музея (председателя Коллегии), его заместителя и ученого секретаря сроком на три года и казначея; 2) пополнять коллекции; 3) научно обрабатывать и описывать собранный материал; 4) публиковать свои работы в «Бюллетенях музея»; 5) избирать заведующих, специалистов и сотрудников; 6) утверждать в должности технический персонал; 7) участвовать в организации научных предприятий. Здесь мы видим весьма демократичную модель управления музеем, похожую на ту, что была в первые годы его существования. Разница состояла в том, что развитие музея теперь полностью контролировалось научной общественностью Самары. Влияние других категорий потенциальных пользователей музея было минимальным.
В связи с этим важно отметить разработку в 1924 г. К.П.Головкиным нового проекта Самарского губернского музея. К сожалению, эта работа, развивающая традиции, заложенные П.В.Алабиным в «Проекте Самарского публичного музея», не была опубликована. К.П.Головкин определяет культурно-образовательное значение музея как института, обеспечивающего передачу знаний и духовных ценностей между поколениями жителей края. Он пишет: «...необходимо для страны, для счастья, здоровья и правильного развития подрастающего поколения, чтоб оно росло в уважении к делам своих праотцов, чтоб оно знакомилось, изучало и дорожило произведениями русского искусства, проявлениями духа и мощи родного края...».
Музей определялся К.П.Головкиным как организм, который должен развиваться в пространстве и во времени, который должен принять окружающую среду (пространство вокруг здания музея) и собирать все, что может удовлетворить духовный голод и любознательность. Он не должен быть узко специальным и сухо научным. Он собирает все, что представляет интерес как в настоящее время, так и в будущем, собирает предметы «своего края, родины и земного шара».
Очень современно звучит еще одно положение из проекта К.П.Головкина: «Общая задача музеев сводится к пониманию нас самих. Предмет изучения - край в целом с различным точек зрения, ... одинаково - современная и доступная культура прошлых народов».
Проект К.П.Головкина, явно опережающий свое время, так же как и проект П.В.Алабина, к сожалению, не мог быть в полной мере реализован. Однако сегодня их труды, несомненно, приобретают все большее влияние на мировоззрение работников самарских музеев.
Интересно, что, несмотря на отсутствие в течение долгого времени очевидных успехов в сфере музейной рефлексии, самарскому музею своими практическими делами удавалось поддерживать в профессиональных кругах реноме одного из лучших региональных музеев России.
Концепция Самарского музея как исследовательского, академического просуществовала до 1925 г., когда он стал называться «Самарский государственный областной музей» и перешел в категорию государственных краеведческих музеев. Однако некоторое время музей продолжал работать по прежней модели - вероятно, до 1929 г., когда прекратило свою деятельность Самарское Общество археологии, истории, этнографии и естествознания.
Придание музею краеведческого профиля было закреплено в новом Положении о музее. Этот документ уже не был основан на каких-либо оригинальных проектных разработках, он почти полностью повторял Типовое положение, утвержденное Главнаукой в июле 1927 г.
Согласно этому Положению, Самарский государственный областной музей являлся «научно-исследовательским и научно-просветительным учреждением, ставящим себе основной задачей изучение природы, экономики и культуры в пределах местного края». Особое внимание обращалось на принцип единообразия музейных коллекций. Предполагалась передача в другие музеи непрофильных материалов, как не соответствовавших задачам данного музея. Определялась структура управления музеем. Количество отделов не регламентировалось, но определялись принципы их образования: в зависимости от характера коллекций, научных и просветительных задач. С точки зрения тенденций эволюции штатной структуры современных музеев, интересно отметить, что, согласно Положению о музее, в конце 1920-х гг. заведующие отделами одновременно выступали хранителями одноименных коллекций.
Однако и это Положение не было в полной мере реализовано. Загнанный в прокрустово ложе типовых положений и структур, музей начал терять свою социальную опору. Даже Краевое бюро краеведения, как об этом свидетельствуют его документы и материалы пленумов, целиком поглощенное выполнением директивы Совнаркома РСФСР от 30 марта 1931 г. о «создании краеведческих ячеек и организации работы по изучению производительных сил и богатств края, изысканию дополнительных местных ресурсов в интересах социалистического строительства», постепенно утратило интерес к областному музею. Последний почти не сотрудничал с краеведческими организациями и, как следствие, все больше и больше изолировался от общественной жизни. Не случайно в материалах Пленума Краевого Музейного Совета, проходившего в Самаре в 1930 г., подчеркивалось, что музеи «слабо приспосабливаются в своей деятельности к задачам соц.строительства и к полному участию в таковом». Любопытно звучат сами формулировки этих задач. В частности, отмечена необходимость повышения роли музеев «в деле поднятия урожайности и реконструкции сельского хозяйства», «в укреплении обороноспособности страны». Выполнять подобные установки бывшему Самарскому научному музею оказалось не по силам. В 1933 г. он был «переброшен» в бывший дом купца Сурошникова.
В 1935 г. по решению музейного отдела Наркомпроса РСФСР в музее была создана комиссия, которая произвела проверку и учет музейных ценностей. Одним из результатов инвентаризации коллекций находившегося в кризисе краеведческого музея стало создание на базе его художественного отдела самостоятельного художественного музея с выделением соответствующих фондов. Решение об этом было принято постановлением Куйбышевского крайисполкома в октябре 1935 г. и подтверждено 5 сентября 1936 г. секретным постановлением краевого комитета ВКП(б).
Согласно этому решению, в качестве компенсации в состав краеведческого музея был передан Антирелигиозный музей. Ставилась также задача превратить музей в показательный. В 1937 г. по решению Крайкома РКП(б) и Облисполкома к 20-й годовщине Октябрьской Революции в Краевом музее был организован отдел социалистического строительства, ставший основным и ведущим на долгие годы. Выполняя директивы вышестоящих органов управления музеями и рекомендации музейных конференций, Куйбышевский музей включился в решение «задач краеведческой работы, связанных с соцстроительством». Были проведены археологические экспедиции в зоне затопления Куйбышевского водохранилища, организованы исследования природных ресурсов. Началась паспортизация памятников истории и культуры края. Для координации этой работы создан Музейно-краеведческий совет - праобраз Ученого совета.
К 1938 г. были открыты экспозиции всех основных отделов музея. Усилия в этом направлении сопровождались серией реорганизационных мероприятий. Он то соединялся с Антирелигиозным музеем, то вновь от него отделялся. В годы Великой Отечественной войны музею было приказано занять бывший польский католический костел. В 1951 г. он был слит с Областным музеем Революции и получил новое название "Областной музей краеведения". При этом музей неоднократно переезжал с места на место. Вследствие многочисленных реорганизаций, переездов и необходимых в этих случаях инвентаризаций до 1958 г. музей не обновлял своих экспозиций.
Первая новая, построенная на краеведческом материале экспозиция, открывшаяся для посетителей в 1958 г., была посвящена дореволюционной истории края.
Необходимо подчеркнуть, что ведущую роль в развитии музея в этот период играли не профессионалы музейного дела, а вышестоящие органы власти. В своей деятельности музей руководствовался постановлениями партии и правительства и инструкциями Министерства культуры. В связи с этим понятно, почему почти весь послевоенный период основным направлением деятельности музея были «коммунистическое воспитание трудящихся и мобилизация их на решение великих задач, поставленных партией и правительством». При всех издержках подобного руководства необходимо отметить, что накопленный на данном этапе опыт взаимодействия музея с государственными структурами является в какой-то степени небесполезным. Государство еще, видимо, очень долго будет оставаться одним из главных инвесторов в развитие музейных учреждений. Правильно строить с ним свои отношения, с пользой для общества решая свои профессиональные задачи - этому искусству современным музейным работникам иногда стоило бы поучиться у своих предшественников.
Результатом государственной музейной политики стало открытие в 1974 г. экспозиции отдела советского общества. При всей стандартности заданной тематической структуры, благодаря высокому профессионализму и творческому подходу авторов, экспозиция оказалась весьма удачной. По сравнению с себе подобными в других регионах страны, она была сильна тем, что показывала историю края как историю жизни конкретных людей, принадлежавших к различным поколениям. Персонифицированный подход к экспозиционному отражению исторического процесса, использованный авторами экспозиции 1974 г., оказался достойным продолжением идей П.В.Алабина и К.П.Головкина о роли музея в «нравственном и умственном развитии посетителя».
Ко времени открытия отдела истории советского общества в музее была подготовлена и новая экспозиция отдела природы (1966 г.). Она также отличалась достаточно высоким уровнем мастерства экспозиционеров.
В 1989 г. в доме по улице Красноармейской,15, в бывшем купеческом особняке была открыта новая экспозиция отдела дореволюционной истории. Она завершила этап формирования образа Куйбышевского краеведческого музея как одного из крупнейших региональных музеев России, являющегося, согласно приказу Минкультуры РСФСР №61 от 29.01.1982 г., одним из 24 зональных научно-методических центров музейной работы.
В этом качестве музей вел активную работу с филиалами, а также общественными, ведомственными, школьными музеями области: разрабатывал и рецензировал ТЭПы, давал консультации. Число музеев, которым оказывалась научно-методическая помощь, составляла в 1982 г. - 50; 1984 г. - 70; 1987 г. - 79. Всего было паспортизировано (на 1986 г.) 34 школьных музея города и 52 школьных музея области.
Для руководителей общественных музеев ежегодно проводились семинары, совещания, смотры. Итогом работы с общественными музеями стало расширение музейной сети области, повышение статуса ряда общественных музеев до звания «народный». Один из них, народный музей г. Новокуйбышевска, в 1979 г. влился в государственную музейную сеть, став филиалом Куйбышевского областного краеведческого музея.
Период 1960-80-х гг., действительно, был весьма плодотворным в деятельности музея и не только потому, что были открыты новые экспозиции, но и в связи с тем, что количество инструкций и положений, которыми должен был руководствоваться музей, постепенно переросло в «качество» - они перестали восприниматься буквально и уже не так сдерживали творческую инициативу, как раньше. Начали выходить «Краеведческие записки» (с 1963 по 1986 гг. опубликовано шесть выпусков). В них нашли отражение результаты научно-исследовательской работы сотрудников музея. Наряду со стандартными темами выставок, появились выставки, связанные с изучением фондовых коллекций. К работе привлекались частные коллекционеры, что вело к расширению круга «друзей музея», о чем когда-то мечтал П.В.Алабин.
Для выставочной работы были выделены специальные площади в двух зданиях музея. Музей активно налаживал связи с жителями города и области, создавая передвижные выставки с использованием музейных предметов, разрабатывая мероприятия для различных категорий посетителей музея: для студентов - семинарские занятия, для школьников - устные журналы, уроки мужества, театрализованные представления, музейный всеобуч, для воинов - день допризывника, день молодого воина, лекторий «Край, в котором ты Родине служишь».
О развитии системы общественных связей музея на данном этапе свидетельствуют полученные им награды: В 1975 г. коллектив был награжден Дипломом Министерства культуры СССР, ЦК профсоюза работников культуры и ЦК профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок за активное участие в культурно-шефской работе на селе, а несколько сотрудников - знаком «Отличник культурного шефства над селом». В 1976 г. 5 научных сотрудников по постановлению Президиума ЦК профсоюза работников культуры были награждены значком «За культурное шефство над Вооруженными Силами СССР».
В это время музей наладил сотрудничество с туристическими организациями. Это также свидетельствовало о значительном расширении спектра его социальных взаимодействий, в том числе межрегиональных - вопреки существовавшим режимным ограничениям развития внешних контактов Куйбышева как центра оборонной промышленности.
Анализ последнего десятилетия истории Самарского краеведческого музея показывает, что, несмотря на многие трудности, связанные, с одной стороны, с идеологическим прессингом и, с другой стороны, с недостаточным финансированием, тем не менее он развивался поступательным образом, постепенно приближаясь к тому образу, в котором представляли его будущее П.В. Алабин и К.П.Головкин.
Стабильный период развития закончился в 1991 г., когда встал вопрос о будущем музея в связи с передачей зданий музея религиозным общинам. После событий августа 1991 г. краеведческий музей выступил с предложением передать ему основное здание Ленинского мемориала. Предложение было поддержано главой администрации области, депутатами Областного совета народных депутатов, общественностью. Судьба музея оказалась предметом обсуждения всего населения города. Однако на здание филиала Центрального музея В.И.Ленина, оснащенное оборудованием и техникой, имеющее разнообразные по своему назначению площади, претендовал не только краеведческий музей. На заседании комиссии по культуре Областного совета депутатов обсуждались три варианта концепции использования здания:
1. Концепция историко-краеведческого музея.
2. Концепция историко-культурного центра - на базе бывшего филиала ЦМЛ - как музея политической истории с включением в него отдела современной истории краеведческого музея.
3. Концепция Международного бизнес-центра, предложенная коммерческими структурами, арендовавшими часть площади здания.
После долгого обсуждения этого вопроса на комиссии по культуре, на заседаниях совета народных депутатов было принято решение рекомендовать Главе областной администрации передать здание под краеведческий музей. Выполнение принятого постановления затянулось на два года. Лишь после решения вопроса о федеральной собственности было издано Распоряжение К.А.Титова об объединении двух музеев и создании историко-краеведческого музея имени П.В.Алабина с передачей ему музейных зданий на правах оперативного управления. В состав музея вошли филиалы: 1) Дом-музей В.И.Ленина (ул.Ленинская, 135). 2) Дом-музей М.В.Фрунзе (ул. Фрунзе, д.114). 3) Музей истории г.Новокуйбышевска; 4) Дом-музей В.И.Ленина в с.Алакаевка Кинельского района.
Однако данное объединение не только открыло новые возможности, но и породило новые проблемы. Произошло чисто механическое слияние двух коллективов, имевших различный опыт и различные взгляды на будущее музея. Музей превратился в конгломерат специализированных отделов. Оказались временно разбалансированы не только внутренние, но и внешние связи учреждения.
Выход из противоречивого положения мог состоять в объединении творческих сил нового по своему составу музея в движении к общим целям. Это движение возможно на основе взаимоприемлемых принципов организации музейной деятельности, отвечающих, с одной стороны, общим для всей Самары музейным традициям, с другой стороны, - соответствующих общим тенденциям эволюции современного музейного дела, и, с третьей стороны, - учитывающих специфику конкретных проблем, которые стоят сегодня перед музеем в целом и перед его посетителями. Так возникла и была осознана необходимость разработки документа, содержание которого могло бы сыграть объединяющую роль и послужить надежным ориентиром в дальнейшем развитии музея. Подобный документ во времена П.В.Алабина был бы назван проектом, в наше время речь может идти о новой концепции развития музея.


Концепция    Содержание    Предыдущая    Следующая