Заметки


Концепция    Содержание


 Список сокращений.

ГАСО - Государственный архив Самарской области.
Комуч - Комитет Учредительного собрания.
МК РФ - Министерство культуры Российской Федерации.
НМС - научно-методический совет музея.
Самгубоно - Самарский губернский отдел народного образования.
СОИКМ- Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В.Алабина.
ЦМЛ - Центральный музей В.И.Ленина.

 
 Примечания
 
1. П.В.Алабин (1824-1896)- государственный и общественный деятель, военный, писатель, историк, краевед, ботаник, зоолог, основатель Самарского музея.
2. К.П.Головкин. «Проект постройки, оборудования и организации провинциального музея». Рукопись. ГАСО. Ф.815. Оп.3, д.6.
3. Как в музее Ленина, так и в краеведческом музее, кадры подбирались в соответствии со специализацией. Отделы и филиалы возглавляют наиболее опытные сотрудники. За исключением отдела природы и одного сотрудника научно-просветительного отдела, имеющих дипломы биологов, основная масса научных сотрудников имеет гуманитарное образование. Преобладают выпускники исторических факультетов университета и пединститута, единичны филологи и выпускники института культуры. Выпускники университетов заметно выделяются склонностью к научной работе.
4См.: Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963.
5См.: McLuhan, M. The Gutenberg Galaxy. Toronto, 1962; McLuhan, M. Understanding Media. New York, 1964.
6Сameron, D. A viewpoint: the Museum as a Communication System and Implications for Museum Education. - Curator, 1968, No1, pp. 33-40.
7Hudson, K. A Social History of Museums (What the Visitors Thought). London, 1975.
8Gluzinski, W. U podstaw muzeologii. Warszawa, 1980.
9Розенблюм Е. Художник в дизайне. М., 1974. С. 84-85.
10См., например: Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).
11. См.: Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).
12. Гнедовский М.Б. Проектирование в музейном деле: история и перспективы // Музеи мира. М., 1991. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры)
13. Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музейное дело. Вып. 21. Музей - культура - общество. М., 1992. ( Сб. науч. тр. / Музей революции).
14. Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации капиталистических странах: теория и практика. М., 1986. 40с. (Сер.: Музейное дело и охрана памятников. Обзорная информация. Вып. 1 / ГБЛ; НИО «Информкультура»).
15. Гнедовский М.Б. Роль сценария в экспозиционной работе музеев // Актуальные проблемы советского музееведения. М., 1987. (Сб. науч. тр. / Центр. музей революции СССР).
16. Гнедовский М.Б. Книга в музее и музей книги // Визуальная пропаганда книжных памятников. М., 1989. (Сб. науч. тр. / Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина).
17. Гнедовский М.Б., Коник М.А. Нужны новые подходы // Советский музей. 1988. №5.

*Подробнее об этом см.: Размустова Т.О. Феномен местного музея в контексте культуры российской провинции // Ориентиры культурной политики / МК РФ. М.,1994. №3.
*Предложенный ряд направлений, будучи открытым, предполагает дополнения.
*Об организации и формах научных контактов подробнее см.: Никишин Н.А., Размустова Т.О. Вопросы совершенствования связей краеведческих музеев с другими научными учреждениями и вузами // Вопросы научного содержания экспозиций краеведческих музеев. М.,1987. (Сб. науч.тр./НИИ культуры).

18Один из наиболее популярных международных музейных журналов так и называется «International Journal of Museum Management and Curatorship». Сегодня это основное пособие для специалистов, занимающихся вопросами организации музейного дела. Благодаря этому журналу, издаваемому уже более 20 лет, термин «музейный менеджмент» стал общепринятым и используется без перевода во многих странах, в том числе и в России.
19. Котлер Ф. Основы маркетинга, М., 1990, с.62.
20. Бутиков Г.П. Работа музеев в условиях перехода страны к рынку. Учебно-методическое пособие, С.-Петербург, 1994, с.6.
21. Макманус П, Майлз Р. Великобритания: в центре внимания - рынок - Museum, 1993, №4, с.27.
22. Готтесдинер Х., Миронер Л., Даваллон Ж. Франция: успехи в изучении посетителей - Museum, 1993, №4, с.14.
23. Безусловный лидер в этой сфере - фирма «Альт-Софт».
24. Порядка 50$ на каждый компьютер.
25. Мощный компьютер от $1500 и выше.
26. Электронный аналог обычной почты, только значительно быстрее (10 мин в любую точку мира), и дешевле (почти бесплатно).
27 Дополнительное устройство для передачи информации через телефонные линии около $100.
28 На конец 1997 г. в интернете представлено около 100 российских музеев, и около 2000 зарубежных.
29 Электронную версиею музея называют музейным сайтом или представительством музея в сети.
30 На конец 1997 г. в России было выпущено около 40 СD-дисков. В мире значительно больше.
31 Иногда их называют информационными блоками, мультимедийными блоками, информационными киосками и т.п.

*Цит. по: Блэк С. Паблик рилейшенз. Что это такое? М., 1990. С.16. Под общественостью организации понимаются работники, партнеры и потребители (как местные, так и зарубежные).

32  Museums 2000, p.150.
33 Business opts. for Museums in Sponsorship hand out // Museums Journal. March, 1996, p.8.
34  The Business of Creating a Partnership, p.44.
35  Lorraine Glennon. Op. cit, p.42.
36 В русском языке встречающееся употребление слова « фандрэйзинг», как «фандрайзинг» является не совсем точным. Хотя английские глаголы «raise» и «rise» в целом имеют общий смысл, «rise» обозначает действие, направленное на самого субъекта, а «raise» - на другой объект, под которым часто подразумеваются денежные средства.
37 Carl W.Shaver. The Rights and Rituals of Fund Raising. // Museum News. 1973, February, vol. 51, №6, p.17.
38 Stuart Davis. Do Museums Have a Mission? Registration guidelines suggest they should have // Museums Journal. 1996, June, №6, p.38.
39  Camilla Boodle. Nowt for Nowt // Museums Journal. 1996, August, p.42.
40 Judith A.Gedlicka. Corporate Fund Raising: a Primer. // Museum News. January/February, 1988, p.78.
41 Idem.
42 Carl W.Shaver. The Rights and Rituals of Fund Raising. // Museum News. 1973, February, vol. 51, №6, p.15.

Самарский областной
 историко-краеведческий
 музей им. П. В. Алабина
 

 основан 13 ноября 1886 года по решению городской думы. Основателем и руководителем музея был самарский городской голова Петр Владимирович Алабин (1824 - 1896 гг.).
 В собрании музея сегодня имеется около 200 тысяч музейных предметов. Это богатые археологические, естественно-научные коллекции (палеонтологическая, минералогическая, зоологическая, ботаническая), выразительные историко-бытовая и этнографическая коллекции. Интересны нумизматическая коллекция, редкой книги XVIII-XIX, документов XVIII-XX веков, холодного и огнестрельного оружия России, а также стран Запада и Востока (от XVI века до II Мировой войны).
 Основные экспозиции музея: «Самарский краеведческий музей - шаги истории», «От каменного века до Золотой Орды», «От крепости Самара до губернского города», «Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», «Возвращенные имена: о жертвах сталинских репрессий 30-50 гг.», «Жизнь минералов", "Связанные одной цепью" .
 Они располагаются в зданиях, являющихся памятниками архитектуры XX века: здании бывшего филиала Центрального музея В.И.Ленина (Ленинский Мемориал, постр. 1989 г) и бывшем купеческом особняке Курлиных (в стиле модерн, постр.1900 г., арх. А.У.Зеленко).
 В главном здании имеются выставочные залы площадью до 1000 кв. м., кинолекционный зал на 270 мест, библиотека на 30 тыс. книг, кафе на 40 мест.
 Музей имеет четыре филиала: Дом-музей "Квартира семьи Ульяновых в Самаре" , Дом-музей В.И.Ленина в Алакаевке, Дом-музей крупнейшего полководца гражданской войны М.В.Фрунзе, Музей истории города Новокуйбышевска.

 Адрес музея: Самара 443041, Ленинская 142.
 Тел.: (8462) 32-28-89, (8462) 33-35-16, (8462) 33-47-80
 факс: (8462) 32-21-02
 E-mail: root@ museum.samara.su; soro@museum.samara.ru
 http://www.museum.samara.ru


Концепция    Содержание