ОБУЧЕНИЕ /  ПРОЕКТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ /  ПРОШЕДШИЕ СЕМИНАРЫ /  СОЛОВКИ / 
НЕМЕДЛЕННО ОСТАНОВИТЬ

АНАЛИТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
"МУЗЕЙ И ПРОБЛЕМЫ ЛОКАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА"
(СОЛОВКИ, 13 - 17 АВГУСТА 2004 г.)

НЕМЕДЛЕННО ОСТАНОВИТЬ

Соловки - это культовые сооружения эпохи неолита
Соловки - это уникальный памятник фортификационного искусства XVI - начала XVII вв.
Соловки - это один из самых страшных застенков царского времени
Соловки - это выдающиеся инженерно-технические сооружения XIX века
Соловки - это память о жертвах сталинских репрессий
П.В.Боярский
В.П.Столяров
Д.В.Сладков
В.Л.Мохнач
П.Е.Леонов
Монах зачитывает обращение наместника Соловецкого монастыря архимандрита Иосифа
Директор Соловецкого музея-заповедника М.В.Лопаткин, архиепископ Львовский и Галицкий Августин и наместник Соловецкого монастыря архимандрит Иосиф открывают выставку "Подвижники благочестия Соловецкого монастыря". 22 августа 2004 года

"…Политика Министерства культуры Российской Федерации по отношению к Соловкам не является государственной. Но такое положение должно быть изменено. Задачу стабилизации социокультурного ядра страны не решить без опоры на фундаментальную структуру идентичности - наши святыни" (Столяров В., Сладков Д. Выступление на Всемирном русском народном соборе 17 декабря 2002 г.*)

"Немедленно остановить реализацию "Стратегического плана сохранения и развития Соловецкого музея-заповедника". С этой целью принять обращение VII Всемирного русского народного собора к Президенту России…» (Там же)

Очень старались остановить, но не получилось… Министерство культуры решило не дать погибнуть Соловецким островам и упорствует в этом своем решении. Возможно, в силу "утилитарного" (термин В.Столярова и Д.Сладкова) подхода Минкульт продолжает считать, что идентичность идентичностью, а культурное наследие надо сохранять. А музей эту возложенную на него Министерством обязанность успешно выполняет.

Федеральной же программы развития архипелага как не было, так и нет. И единственным федеральным субъектом на островах остается музей со своим "Стратегическим планом", который фактически и превратился в программу сохранения и развития архипелага. Что делать, если этот план кому-то не нравится? - Формальная логика подсказывает два возможных выхода: либо продолжать использовать легитимные средства (например, разрабатывать федеральную программу), либо перейти к нелегитимным (например, по мере сил мешать реализации "Стратегического плана" и пытаться дискредитировать людей, успешно воплощающих его в жизнь).

К сожалению, на островах нашлась небольшая группа (из числа "сезонных" приезжих), которая избрала для себя второй путь. Это зам. директора НИИ культурного и природного наследия П.В.Боярский, зав. сектором того же НИИ В.П.Столяров, сотрудник НИИ развития РАН В.Л.Мохнач, член Всемирного русского народного собора Д.В.Сладков и - единственный соловчанин - сотрудник муниципалитета П.Е.Леонов, ведающий местной радиотрансляцией.

С большинством из них мы познакомилось прямо на первом заседании. Обращенное ко всем присутствующим предложение принять полноценное участие в работе они отклонили, избрав для себя позицию слушателей. Но на вечерние заседания В.П.Столяров, В.Л.Мохнач и Д.В.Сладков ходили исправно, тщательно записывая и фотографируя все происходящее.

Перед началом последнего заседания к руководителю семинара обратился монах с просьбой разрешить ему огласить обращение наместника Соловецкого монастыря архимандрита Иосифа к участникам семинара. Договоренность тут же состоялась, время для зачтения письма определено ближе к концу заседания (т.е. после итоговых докладов рабочих групп). И монах невольно оказался слушателем на пленарном заседании. А дальше случилось неожиданное.

Свое выступление представитель монастыря начал с изъявлений добрых чувств к участникам семинара и деликатных извинений за резкость суждений наместника. Посидев два часа на заседании, монах, видимо, понял, что архимандрит введен в заблуждение о происходящем на семинаре и его попросту говоря "подставили". Не зачитать принесенного письма он не мог, а потому старался заранее смягчить то неблагоприятное впечатление, которое "Обращение" неизбежно должно было произвести на аудиторию. Представитель монастыря пытался вставить отдельные миролюбивые реплики и в ходе чтения текста, но был одернут членами упомянутой группы, отчего аудитории (среди которой было немало православных христиан) стало не по себе. Ситуация, когда на монаха шикают во время публичного выступления, для многих верующих оскорбительна.

Любопытно, что если отбросить неоправданно резкий тон "Обращения", то основные его положения не вызывают возражений:

  • Действительно, стоило пригласить "потрудиться совместно" благословленных наместником "уважаемых и компетентных специалистов". - Они и были приглашены, но избрали для себя позицию "слушатель".
  • Трудно не согласиться с тем, что неконтролируемый туристический поток опасен для Соловков. И участники семинара как раз обсуждали возможности снижения эксплуатационных нагрузок на культурные и природные комплексы.
  • Никто из участников семинара не предлагал «"сменить имидж" Соловков».
  • Ни у кого и в мыслях не было превращать Соловки "в модный международный курорт, где берег северного моря изобилует ресторанами, из динамиков льются популярные шлягеры, а небо над монастырскими башнями исчерчено жужжащими дельтапланами".

Ничего такого на семинаре не было. В чем нетрудно убедиться, прочитав итоговые материалы.

В данном случае политиканство успехом не увенчалось. Поссорить музей с монастырем не удалось, и уже несколько дней спустя архимандрит Иосиф и директор музея М.В.Лопаткин совместно открывали выставку "Подвижники благочестия Соловецкого монастыря".

Обращение наместника монастыря к участникам семинара. (47 Kb)

___________________
* Цит. по: У последнего берега: По материалам проекта НГПК на Соловках. М., 2003, с. 187

© Музей будущего, 2004