СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ /  РАЗРАБОТКА МУЗЕЙНОГО WEB-САЙТА / 
НАВИГАЦИЯ, ДИЗАЙН И ПРОГРАММНАЯ СБОРКА /  ДИЗАЙН ИНТЕРФЕЙСА И ПРОГРАММНАЯ СБОРКА
ДИЗАЙН ИНТЕРФЕЙСА И ПРОГРАММНАЯ СБОРКА

Не могу обойти молчанием и дизайн сайта Третьяковской галереи. Я готов спорить о том, насколько ложится в образ компьютерного экрана квази-русский стиль оформления с не попадающими в строку буквицами на фигурных подложках. Но не будем об этом. Поговорим только об азбучных истинах. Каждый студент-первокурсник Полиграфического института знает несколько элементарных правил (Подробнее об этом см. в разделе "Проблемы экранной типографики"):

  • в пределах одного листа (или экрана) нельзя использовать шрифты смежных кеглей (например, 11 и 12). Разрыв в размерах должен составлять не менее двух пунктов, иначе в глазу возникает рябь;
  • по той же причине не следует чередовать шрифты типа гротеск с шрифтами типа антиква (например, Ариал с Таймсом);
  • и, наконец, общее количество гарнитуро-начертаний и типоразмеров, одновременно находящихся в поле зрения, не должно превышать трех.

Разработчики сайта умудрились нарушить все эти правила сразу. Есть web-страницы, где использовано до 10 шрифтов одновременно. Читать такой текст просто мучительно. Имя дизайнера не упомянуто в сайте, но как искусствовед, имеющий достаточный зрительный опыт, я ручаюсь, что он сделан человеком, не получившим даже среднего художественного образования. Третьяковская галерея постоянно сотрудничает с Константином Журавлевым, Владимиром Музыченко, другими известными бук-дизайнерами. Почему в данном случае она воспользовалась услугами малограмотного любителя?

Сегодня музеи уже начинают осознавать, что создание представительств в Интернет при всей кажущейся новизне во многом сродни традиционному книгоизданию. И чтобы получить хороший сайт, к работе над ним необходимо привлекать профессионалов, каждый из которых будет заниматься своим делом, что тексты по истории искусства должен писать искусствовед, вид экрана разрабатывать художник-дизайнер, ошибки проверять корректор, а функции программиста должны ограничиваться работой по сборке. И при том, это должен быть программист, владеющий спецификой Интернет, имеющий навыки создания музейных сайтов. Учиться никогда не поздно, но лучше делать это не на материале всемирно известного музея.

В отношении программной сборки музейные сайты тоже не всегда безупречны.

Довольно распространена ошибка, когда в коде страниц забывают прописать keywords - ключевые слова (в стандарте обязательно прописываются в начале тела всех файлов). (См., например, Музея-усадьбы "Ясная Поляна". Это значит, что для поисковых машин типа Alta Vista данный сайт не существует.

Не всегда продуманно используется графика. Согласитесь, что колорит титульной заставки сайта Музея-заповедника А.А.Блока какой-то уж очень лилово-ночной. Я, конечно, понимаю, что Блок был певцом сумерек и ночи, но все-таки это сайт музея, а не ночного клуба. Кроме того, голубой и лиловый шрифты трудно читаются на темно-лиловом фоне. И еще одна немаловажная деталь: Вы обратили внимание, сколько времени грузилась эта заставка? - Это значит, что технологически дизайн очень громоздкий. Титульной заставки большинство пользователей не увидит (они просто не дождутся конца ее загрузки).

Материалы раздела "Разработка музейного web-сайта"
подготовлены А.В.Лебедевым специально для Музея будущего.