Основные положения


Концепция    Содержание    Предыдущая    Следующая


II.2 Основные положения коммуникационного подхода к формированию концепции музея

  • Коммуникационный подход является формой перенесения в сферу музееведения общенаучных представлений о коммуникации, которые оказывают системное воздействие на весь корпус музееведческого знания и музейной практики.
  • Критика существующих попыток концептуализации коммуникационного подхода заставляет предложить новые представления, раскрывающие его сущность. На уровне принципов он охарактеризован как антропоцентристский, культурологический, диалогический и аксиологический. На теоретическом уровне в качестве фундаментальной единицы предложено схематическое представление акта музейной коммуникации.
  • Схема акта музейной коммуникации допускает: 1) теоретическую, 2) историческую, 3) институциональную и 4) проектную интерпретацию. Соответственно формируются основные направления реализации коммуникационного подхода в музейном деле.
  • В русле теоретической интерпретации коммуникационный подход позволяет трактовать по-новому многие традиционные положения. Собственная проблематика коммуникационного подхода получает развитие в концепциях понимающего музееведения и музейного ритуала.
  • Проблема музейного языка заставляет обратиться к исторической интерпретации исходного фундаментального представления, где она получает решение в концепции музейной поэтики. Также в русле исторической интерпретации вводится понятие коммуникационного кризиса.
  • В прикладной области реализация коммуникационного подхода позволяет осуществить постановку задач музееведческих разработок, нацеленных на изучение и совершенствование музейной коммуникации в существующих формах институциональной организации музейного дела;
  • Проектная интерпретация коммуникационных представлений позволяет разрабатывать новые системы музейной коммуникации, а в некоторых случаях - новые формы институциональной организации музейного дела. В области музейного проектирования коммуникационный подход реализуется в практике создания сценариев, содержащих драматургическую концепцию музея или экспозиции. Конкретные задачи сценирования включают разработку аксиологической концепции, определение локусов культурно-исторического содержания, разработку драматических коллизий и сюжета, а иногда также - элементов языка и пространственного решения экспозиции.
 


Концепция    Содержание    Предыдущая    Следующая