II.2 Основные положения коммуникационного подхода к формированию концепции
музея
-
Коммуникационный подход является формой перенесения в сферу музееведения
общенаучных представлений о коммуникации, которые оказывают системное воздействие
на весь корпус музееведческого знания и музейной практики.
-
Критика существующих попыток концептуализации коммуникационного подхода
заставляет предложить новые представления, раскрывающие его сущность. На
уровне принципов он охарактеризован как антропоцентристский, культурологический,
диалогический и аксиологический. На теоретическом уровне в качестве фундаментальной
единицы предложено схематическое представление акта музейной коммуникации.
-
Схема акта музейной коммуникации допускает: 1) теоретическую, 2) историческую,
3) институциональную и 4) проектную интерпретацию. Соответственно формируются
основные направления реализации коммуникационного подхода в музейном деле.
-
В русле теоретической интерпретации коммуникационный подход позволяет трактовать
по-новому многие традиционные положения. Собственная проблематика коммуникационного
подхода получает развитие в концепциях понимающего музееведения и музейного
ритуала.
-
Проблема музейного языка заставляет обратиться к исторической интерпретации
исходного фундаментального представления, где она получает решение в концепции
музейной поэтики. Также в русле исторической интерпретации вводится понятие
коммуникационного кризиса.
-
В прикладной области реализация коммуникационного подхода позволяет осуществить
постановку задач музееведческих разработок, нацеленных на изучение и совершенствование
музейной коммуникации в существующих формах институциональной организации
музейного дела;
-
Проектная интерпретация коммуникационных представлений позволяет разрабатывать
новые системы музейной коммуникации, а в некоторых случаях - новые формы
институциональной организации музейного дела. В области музейного проектирования
коммуникационный подход реализуется в практике создания сценариев, содержащих
драматургическую концепцию музея или экспозиции. Конкретные задачи сценирования
включают разработку аксиологической концепции, определение локусов культурно-исторического
содержания, разработку драматических коллизий и сюжета, а иногда также
- элементов языка и пространственного решения экспозиции.
|