Функциональная модель развития музея


Концепция    Содержание    Предыдущая    Следующая


Часть III

Концепция развития Самарского областного историко-краеведческого музея

III.1. Функциональная модель развития музея

Использование теории музейной коммуникации в качестве основы для построения перспективной функциональной модели СОИКМ позволяет по-новому сформулировать его социальную миссию, сконструировать новый, отвечающий современной социально-культурной ситуации, идеальный образ или концептуальную модель этого учреждения, определить в конечном итоге те целевые ориентиры, которыми музей мог бы руководствоваться в своем развитии.
Миссия музея - это первое и, наверное, главное, что он может сказать о себе своим потенциальным партнерам и в целом обществу (как один из его институтов, призванных удовлетворять определенные социальные потребности). Сегодня, когда адресованные музеям запросы и ожидания стали рассматриваться как нечто весьма сложное по своей структуре и динамике, уже недостаточно говорить о миссии конкретного музея одной фразой, имеющей равное отношение как к данному музею, так и всем остальным ему подобным. Общим местом, не вызывающим каких-либо особенных эмоций, а следовательно, и импульсов притяжения, оказываются утверждения, что музей - это хранилище ценностей, исследовательский институт, культурный центр, образовательное учреждение и т.п. Подобные формулировки при всей их правомерности слишком тривиальны, или универсальны, чтобы служить привлечению внимания к музею субъектов, характеризующихся повышенной социальной ориентацией на конструктивное сотрудничество. Именно в таких партнерах сегодня больше всего нуждается музей, стоящий на пороге модернизации и нового этапа своего развития.
Чем же может сегодня вызвать к себе живой интерес со стороны своих прежних и новых потенциальных партнеров Самарский музей? Ответ на этот вопрос мы можем найти, вновь обратившись к идее коммуникационного аспекта общественных отношений. Если взглянуть с позиций коммуникационного подхода на то, что из себя представляет современный этап развития Самарского региона и его административного центра, то несложно увидеть главное в этом процессе. Суть его в том, что сегодня идет достаточно сложный, порой противоречивый, но с явно выраженной поступательной тенденцией, процесс обретения регионом и его центром своего нового статуса. Еще недавно глубокая российская провинция с невнятными очертаниями собственной культурной и экономической специфики, маскируемой завесой секретности большинства промышленных производств, сегодня Самара превращается в город, претендующий на роль если не самого крупного культурного и экономического центра Поволжья, то одного из самых оживленных «перекрестков» России.
Особая пограничная роль - на границе, на перепутье, в месте встречи различных социальных образований - отнюдь не нова для Самары. Она, как было показано выше, во многом обязана и своим рождением, и периодами своего расцвета именно своему положению на контакте систем, разных по своему ресурсному, экономическому и культурному потенциалу. Разность потенциалов всегда дает мощный энергетический импульс, если, конечно, между противоположностями - проводник, а не изолятор.
Будущее процветание Самары, безусловно, связано с тем, насколько быстро ей удастся окончательно разгерметизироваться, избавиться от атавизмов периода изолированного развития и, в итоге, реализовать свой естественный исторически и географически обусловленный коммуникационный потенциал, заняв достойное место в территориальном разделении труда и в новой системе хозяйственных и культурных межрегиональных и международных связей. Таким образом, возможность достижения стратегических задач региональной экономической и культурной политики неразрывно связывается с уровнем развития коммуникационной инфраструктуры города Самары. В понятие инфраструктуры при этом включаются и энергетические, и транспортные, и информационные, и культурные коммуникации. Одно из видных мест среди них должен занять главный музей региона.
Такова в кратком изложении логика движения к новому пониманию современной миссии Самарского историко-краеведческого музея. Окончательная формулировка этой миссии еще может долго оттачиваться и шлифоваться, но контуры конечного результата уже проступают отчетливо: Музей - это уникальное общественное образование, призванное служить местом встречи на Самарской земле и продуктивного межкультурного взаимодействия, информационного и ценностного обмена между различными социальными общностями, различными этносами, различными поколениями, различными профессиональными, возрастными, территориальными и иными субкультурами. При подобном понимании современной миссии музея очевидно, сколь широк может быть круг его партнеров, заинтересованных в использовании посреднического (коммуникационного) потенциала этого социального института.
Представление о Самарском историко-краеведческом музее как о важном элементе коммуникационной инфраструктуры может быть развернуто в виде следующей "идеальной" функциональной модели. Музей - это:
  • пространство коммуникации (благоустроенная, приспособленная для обслуживания широкого круга и большого количества коммуникантов, оснащенная необходимыми материально-техническими средствами и профессиональным сервисом коммуникационная площадка)
  • место встречи субъектов коммуникации (доступное: а) для тех, кто владеет информацией и заинтересован в ее распространении, и б) для тех, кто в этой информации нуждается)
  • коммуникационный узел (место приема, обработки, сортировки, хранения, перераспределения, переадресации и доставки краеведческой, историко-культурной, культурологической и прочей информации)
  • средство коммуникации (носитель специфической, основанной на предметном материале, универсальной знаковой системы, легко совместимой с большинством других знаковых систем)
  • инструмент синтезирования культурных текстов на основе комплекса знаковых систем коммуникации (сочетание систем вербального, визуального, символического, электронного и др. видов передачи информации)
  • особого рода канал коммуникации (система экспозиций и выставок, дополняемая другими каналами коммуникации (библиотека, конференции, лекции, клубные формы работы, каналы электронных коммуникаций)
  • обеспеченный средствами кодирования и декодирования инструмент передачи информации (шлюз) между различными каналами коммуникации (например, между системами распространения научной информации на бумажных носителях и системами распространения визуальной информации (TV, видео, учебные программы, музейные экспозиции и выставки).
Приведенная «коммуникационная» модель позволяет более определенно очертить круг задач, которые в обозримом будущем предстоит решать Самарскому областному историко-краеведческому музею. Эти задачи имеют концептуальный характер и могут служить ориентирами для дальнейшей детализации концепции развития музея по основным направлениям его деятельности.

Общие задачи

1. Расширение временных и территориальных рамок коммуникационного пространства музея.
2. Расширение состава субъектов коммуникации.
3. Расширение спектра видов средств коммуникации.
4. Техническое обустройство каналов коммуникации.
5. Организационная оптимизация процессов коммуникации.

Задачи по основным направлениям развития музея

1. Задачи в области комплектования и хранения фондов.
а) выделение и фиксация различных культур и субкультур, «подведомственных» музею:
· исторически дистанцированных (поколений),
· пространственно удаленных,
· актуально сосуществующих в пространстве города и края культурных сообществ; 
б) формирование каналов коммуникации между ними;
в) формирование тезауруса (словаря знаковых средств) межкультурных коммуникаций;
г) расширение спектра носителей информации (мультимедиа).

2. Задачи развития экспозиционно-выставочной деятельности.
а) определение основных субъектов культурного диалога, происходящего на площадке музея;
б) выявление их ценностных позиций и ориентаций (аксиологический аспект коммуникации);
в) формирование основных локусов культурно-исторического содержания;
г) формирование сбалансированной системы экспозиционной и неэкспозиционной коммуникации в музее, определение места и роли:
· стационарной экспозиции,
· временных выставок (собственных, привозных («гостевых»), передвижных, немузейных и т.д.),
· иных форм культурного взаимодействия - традиционных и нетрадиционных для музейного дела.
д) развитие инновационных методик экспозиционно-выставочной деятельности.

3. Задачи развития системы внешних культурных связей (музей и его партнеры по культурной деятельности).
а) определение места и роли Музея в системе других музеев - города, края, Поволжья, России и т.д.;
б) фиксация необходимых связей Музея с другими учреждениями культуры;
в) определение принципов взаимодействия Музея со средствами массовой информации;
г) создание системы взаимоотношений Музея с неформальными культурными сообществами;
д) привлечение к работе Музея представителей различных профессий.

4. Задачи оптимизации внутримузейной межпрофессиональной коммуникации (организационно-управленческий аспект).
а) расширение состава участников музейной деятельности;
б) оптимизация механизмов взаимодействия между ними;
в) определение новых принципов управления и регулирования межпрофессиональной коммуникации.

5. Задачи межинституциональной коммуникации.
Определение актуальных задач и принципов взаимодействия с другими учреждениями:
а) на местном уровне;
б) на региональном уровне;
в) на межрегиональном уровне;
г) на международном уровне.

6. Задачи музея в системе взаимодействия с субъектами ресурсного обеспечения его деятельности. Определение принципов и моделей:
а) взаимодействия Музея с учебными заведениями и научными учреждениями (кадровое обеспечение, интеллектуальные ресурсы);
б) взаимодействия с государственными органами управления, другими субъектами культурной политики (организационные ресурсы, информационные потоки более высокого уровня);
в) взаимодействия с информационными службами, средствами массовой информации, телекоммуникационными сетями (информационные ресурсы);
г) взаимодействия с хозяйственными структурами (материально-технические ресурсы);
д) взаимодействия с кредитно-финансовыми, коммерческими и др. структурами (финансовое обеспечение).


Концепция    Содержание    Предыдущая    Следующая