Концепция Содержание Предыдущая Следующая |
I.5. Пространственно-средовой потенциал развития музеяТерритория, занимаемая СОИКМ, имеет ряд особенностей как в архитектурно-планировочном, так и в пространственно-средовом отношении.Масштаб и долгосрочность задач, которые призвана поставить новая научная концепция музея, дают основание для обсуждения вопросов возможного преобразования не только имеющихся у музея помещений, но и ряда окружающих зданий, то есть всей территории, прилегающей к СОИКМ в границах ул. Садовая, Красноармейская, Ленинская, Вилоновская. В этих пределах музей выступает в качестве одного из ключевых градообразующих элементов, который может взять на себя роль ведущего фактора дальнейшего развития архитектурной среды этой части города. Данный участок имеет капитальную одно-трехэтажную фоновую застройку по ул. Красноармейской, четырех-пятиэтажную ценную, с памятниками архитектуры XIX в. - домом Челышева (угол ул. Красноармейской и Ленинской) по ул. Ленинской, малоценную, преимущественно деревянную, по ул. Вилоновской и малоценную ветхую, за исключением углового 2-х этажного капитального дома в стиле эклектики конца XIX в., по ул. Садовой. Также значительное влияние в формировании средовых характеристик играют реконструированные деревянные одноэтажные дома по ул. Ленинской со стороны Мемориала, составляющие типичную историческую застройку Самары XIX в., двухэтажный капитальный дом в стиле псевдомодерн (д/сад №24) вблизи ул. Садовая и Красноармейская и трехэтажный капитальный дом (Центральная поликлиника Ленинского района) вблизи ул. Рабочая и Садовая в стиле псевдоклассики. На обозначенной территории представлено большинство характерных для Самары архитектурно-стилевых направлений: самарское деревянное зодчество, псевдорусское, псевдомодерн, эклектика, эпохи сталинизма, идеологического символизма 1970-80 гг., советского типового жилого домостроения. В настоящее время территория в целом не представляет собой единого планировочного комплекса. Однако существующая основа участка, функциональная насыщенность, местоположение в системе города, объемно-планировочные, стилистические характеристики дают все основания предполагать, что при грамотном планировании и организации строительства данная территория в перспективе могла бы стать квинтэссенцией основных аспектов развития Самары. В качестве принципиального подхода к развитию сложившейся застройки, визуально взаимосвязанной и отражающей стилистику старой Самары, возможны два противоположных решения: естественное добавление и естественное противопоставление. Естественное добавление. Его основная цель - доформирование пространственно семантического ряда данного участка за счет реконструкции части застройки и строительства новой на принципах сомасштабности и стилистической соподчиненности с окружающей средой. Основные элементы - старая застройка, частично преобразованная по объемному и цветовому решению, и новые строения, выдержанные по объемно-конструктивным, архитектурно-стилистическим и цветовым характеристикам в соответствии с существующим окружением. Естественное противопоставление. Его цель - создание новой, не имеющей аналогов в городском организме среды, сочетающей как элементы исторической застройки, так и элементы архитектурного языка нетрадиционной, новой архитектуры, логически связанной с историей и существующими перспективными направлениями развития Самары. Основные элементы - новые постройки, элементы ландшафта и городского дизайна, имеющие принципиальное отличие по своим архитектурно-конструктивным, стилистическим и другим характеристикам от представленной на этом участке традиционной застройки. Новые архетипы логически вырастают из элементов предшествующей застройки. Центральным звеном в обоих принципиальных решениях является основное здание СОИКМ - Мемориал. В силу значительной идеологической направленности объемно-конструктивных, колористических, стилистических, знаковых элементов и полного отсутствия ландшафтно-планировочного решения, здание не является объединяющим окружающую застройку центром и выпадает из контекста сложившейся исторической cреды. Поэтому возникает необходимость в разграничении и четком определении следующих объемно-планировочных элементов территории: участок в целом, внешняя структура Мемориала и других градообразующих зданий в целом, внутреннее пространство музея. Существующая экономическая ситуация диктует необходимость выработки подхода, ориентированного на минимально приемлемые инвестиции. И все же, независимо от выбранного архитектурно-планировочного решения участка, необходимо доформирование ритмического визуального ряда путем включения здания в систему взаимосвязи как с ближайшими существующими зданиями, так и с вновь возводимыми элементами городского пространственного дизайна. Используемая знаковая символика, материал и колористика фасадов главного здания СОИКМ могут быть полностью оставлены как память о существующих ценностях определенного исторического этапа развития Самарского края или подвергнуты частичной реконструкции в целях создания единой исторически узнаваемой, колористически и стилистически выдержанной cреды. В любом случае в новом строительстве применение материалов, их цветовых и фактурных свойств, в своей основе должно ориентироваться на существующие материалы здания Мемориала. Выполняемая зданием центральная роль в любом из двух вариантов по формированию ансамбля в указанных границах должна базироваться на двух названных ранее смысловых и объемно-планировочных зонах: данной территории в целом и внутреннем пространстве музея. Принцип обособленности внутренней структуры здания СОИКМ от внешней в данном случае не подходит в связи с особенностями конструктивной системы существующего здания Мемориала, которая построена на взаимопроникновении, взаимосвязи внешнего и внутреннего пространства. Этот принцип может в будущем получить дальнейшее развитие как путем формальных планировочных решений (полуоткрытые "перетекающие" пространства, сплошное остекленное, продолжение ритмического ряда, функциональной, стилевой направленности за преградой стены), так и путем использования нетрадиционных архитектурно-планировочных приемов (язык аналогий и символов). Принцип соответствия знаковой символики каждого помещения своему функциональному назначению предполагает создание с помощью средств архитектурно-пространственного дизайна соответствующего "настроя" каждого помещения. Принцип общей стилистико-смысловой соподчиненности всех помещений музея связан с принципом создания функционально-стилистических акцентов. Они призваны сформировать у посетителей цельный художественно-эстетический образ музея путем формирования смыслового и стилистического единства среды при всем разнообразии музейных помещений. Сложность существующей объемно-планировочной структуры Самарского музея состоит в наличии двух основных экспозиционных зданий: бывший музей В.И.Ленина (построен в 1990 г.) и бывший особняк Курлина (построен в 1900 г.). Особняк Курлина является памятником архитектуры, построенным в стиле «модерн», с определенным самарским колоритом. Здание с прилегающими дворовыми постройками представляет значительную архитектурную ценность, что жестко предопределяет дальнейшее направление развития данной части СОИКМ. Это направление предполагает восстановление внутренней и внешней структуры здания, которая по своей информативности и ценности может соперничать с любой размещаемой здесь экспозицией. Здание бывшего особняка Курлина в настоящее время требует комплекса восстановительных работ из-за длительного отсутствия капитального ремонта и постоянных деформационных нагрузок на грунт, вследствие проходящей на расстоянии 3 м от здания трамвайной линии (пересечение улиц Фрунзе и Красноармейской). Если особняк, как и декоративные элементы ограды и ворот, должны быть реконструированы с сохранением первоначального вида, то прилегающие к особняку одноэтажные хозяйственные постройки, как и территория внутреннего дворика, могут изменить свою объемно-планировочную структуру. Хозяйственные постройки могли бы быть надстроены до двух этажей с использованием стилизованной знаковой символики модерна того времени. Коренным образом может быть изменена их функциональная структура. Внутренний дворик может иметь ландшафтно-планировочную структуру различной тематической направленности: городской дворик, скверик XIX в., продолжение внутренней экспозиции с размещением экспонатов, которые могут быть сохранены на открытом воздухе. Для формирования более выразительного образа музея было бы целесообразно связать в планировочном отношении данный объект с площадкой, близкой по размерам к размерам дворика особняка, расположенной по другую сторону ул. Красноармейской. Данная территория в настоящее время представляет собой заброшенный, неухоженный сквер. Значительное расстояние, отделяющее два основных здания музея друг от друга, создает ряд трудно разрешимых проблем. Одна из них - отсутствие визуальной планировочной целостности комплекса двух основных зданий СОИКМ. Объединить визуально обе части комплекса, столь удаленные друг от друга и противоположные по своей объемно-планировочной структуре, возможно лишь сформировав такое средовое пространство вокруг каждой из частей комплекса, которое, вобрав в себя все единство и противоречивость старой Самары, отразило бы целостность данных участков, построенную на введении новых пространственно- планировочных элементов, соответствующих семантике ценной исторической застройки города. Подводя итог анализу средового потенциала развития СОИКМ, следует подчеркнуть наличие в его распоряжении пространственных ресурсов, которым позавидовали бы многие российские музеи. Вместе с тем, имеются определенные сложности в освоении этих ресурсов, связанные с отдаленностью друг от друга и стилистической неоднородностью основных структурных элементов комплекса. Это затрудняет создание цельного образа музея и структурно связанной системы экспозиций. В отдаленной перспективе, если бы музею удалось включиться в формирование градостроительной политики на прилегающей к его зданиям территории, проблемы пространственных и функциональных музейно-экспозиционных связей в системе города могли бы быть решены на основе изложенных выше принципов доформирования городской среды. Однако в ближайшие несколько лет на это рассчитывать не приходится. В существующем непростом положении можно найти и свои преимущества. В частности, сегодня имеется возможность целенаправленной поляризации двух основных структурных компонентов музея. Дифференциация может быть осуществлена на разных принципах, например: на противопоставлении разнородных по своей природе экспозиций или на разведении различных категорий посетителей, резко отличающихся друг от друга по характеру адресованных музею запросов. Выбор того или иного варианта решения проблемы - задача, которую придется решить на этапе проектирования системы экспозиций Мемориала. |
Концепция Содержание Предыдущая Следующая |