Социальная среда функционирования


Концепция    Содержание    Предыдущая    Следующая


I.6. Социальная среда функционирования музея

Полифункциональность музея как общественного института задает многоаспектность в формировании его отношений с окружающим миром. Появляясь и развиваясь в определенной социальной среде, музей, естественно, испытывает ее влияние. При этом он оказывает обратное воздействие, эффективность которого зависит от уровня развития музея, наличия выраженной позиции и программы деятельности, степени интенсивности контактов.
Для концептуального обоснования системы культурных коммуникаций СОИКМ необходимо проанализировать состояние существующих общественных связей музея, определить партнеров и конкурентов, выявить степень его влияния на социокультурную ситуацию в городе и регионе. Источником для рассмотрения перечисленных вопросов послужили:
- музейная документация, прежде всего, материалы, отражающие деятельность научно-просветительного отдела СОИМК (планы, отчеты, программы музейных мероприятий);
- интервью с сотрудниками СОИКМ;
- материалы анкетного опроса, проводившегося среди специалистов (сотрудников СОИКМ) и экспертов (преподаватели, сотрудники музеев города, представители областной администрации, общественных организаций). Вопросы в анкетах ориентировали отвечающих как на оценку существующей ситуации, так и на высказывание мнений о перспективах развития СОИКМ.

Анализ состояния общественных связей СОИКМ.
Музейная аудитория.
Среди различных групп, включенных в сферу деятельности СОИКМ, приоритеты отданы детям и учащимся, что традиционно для краеведческого музея. Позитивным фактором является использование:
- новых форм, отражающих стремление музея мобильно реагировать на потребности сегодняшнего дня (включение в музейные мероприятия элементов театрализованного представления, фестивального праздника, а также деловой игры, моделирования ситуации);
- дифференцированного подхода к музейной аудитории с учетом возрастных особенностей.
Для младших школьников в музее организован цикл постоянных занятий Музейной академии, рассчитанный на 3 года и нацеленный на получение элементарных знаний об особенностях природы, истории, культуры региона на основе знакомства с коллекциями СОИКМ. Для среднего возраста проводился (и планируется как ежегодный) костюмированный «Алабинский бал» с воссозданием атмосферы и соблюдением правил этикета к. XIX в. Подросткам была предложена серия деловых игр, например, «Играем в ООН», организованная по инициативе Самарского отделения содействия ООН (1995 г.).
Степень проработанности перечисленных направлений не позволяет пока назвать их программами по возрастным категориям. Традиционной для музея становится деятельность Музейной академии, работающей в основном с дошкольниками и младшими школьниками. Самостоятельной музейной программой для детей среднего школьного возраста является «Путешествие в страну Этнографию». Набор мероприятий для старшеклассников все же остается «немузейным», слабо отличаясь от традиционных форм досуга, предлагаемых Дворцами культуры или дискотеками.
Определенная ориентация есть у СОИМК на такую социальную группу, как пенсионеры. Ежегодной традицией стало проведение в музее «Дня пожилого человека», включающее бесплатное посещение всех экспозиций и выставок СОИМК, концерты, вручение благотворительных подарков. В музейном кинозале два раза в месяц для пенсионеров организован показ художественных фильмов, сопровождаемый лекцией или концертом.
По оценкам сотрудников СОИМК, посещаемость музеев в городе значительно снизилась. Значительно меньше стало организованных посетителей, составлявших ранее основной контингент, что помимо общих социально-экономических причин объясняется распадом системы государственных туристических организаций. Перед музеями остро встала проблема привлечения посетителя.
Располагая одними из лучших выставочных площадей в городе, Самарский музей пошел по пути расширения выставочной деятельности. Только в залах главного здания проходит до 15 выставок в год.
Оценить эффективность культурно-образовательной деятельности СОИМК позволяют материалы анкетного опроса. Показательно, что 35% специалистов и 41,7% экспертов не ответили на вопрос о наиболее удачных по форме проведения и интересных с их точки зрения мероприятиях музея (предлагалось назвать одно-два). Наиболее популярными и среди специалистов, и среди экспертов оказались выставки, прежде всего, привозные: восковых фигур (имеющая самый высокий рейтинг), «Куклы Японии», творческих работ художника И.Глазунова и др. Предпочтения специалистов были отданы также фольклорным праздникам («Святки», «Самарские посиделки» и др.) и Музейной академии. И специалистами, и экспертами были отмечены музейные конференции.
Очевидно предпочтение зрелищных мероприятий (яркие привозные выставки, театрализованные праздники) традиционным краеведческим экспозициям и формам работы. Следует также обратить внимание на пожелание дальнейшего развития выставочной деятельности, в том числе расширения и интенсификации межмузейного обмена выставками, в т.ч. межрегионального и с зарубежными музеями. Это было отмечено почти половиной экспертов и специалистов при ответах на вопросы о путях улучшения музейного дела в Самаре и работы СОИМК.
Организация немузейных выставок, различного рода праздников, фестивалей, концертов на территории музея тесно связана с проблемой эксплуатации его свободных помещений. Здание бывшего Ленинского мемориала, располагающее достаточными, специально приспособленными площадями и имеющее удобное территориальное расположение (центр города) в течение ряда лет привлекает внимание различных структур: общественных, коммерческих, конфессиональных объединений и т.п. СОИМК, получивший здание, приобрел и опыт общения с перечисленными структурами, далеко не всегда конструктивный. Были случаи, когда организации, заключившие договор об аренде еще с администрацией музея В.И.Ленина, не выполняли обязательств и не освобождали в срок занимаемую площадь.
Во избежание подобного рода конфликтных ситуаций СОИМК следует разработать программу предоставления площадей в аренду, рассчитанную на реальных и потенциальных партнеров, способных развивать с музеем творческие или деловые, но только выставочные проекты.
 
Партнеры и конкуренты СОИМК.
Прежде всего отметим те объединения, деятельность которых проходит непосредственно в стенах музея. На протяжении последних 2-3 лет в СОИМК проводят свои постоянные встречи и заседания члены военно-исторических клубов Самары: отставные военные, журналисты, преподаватели вузов, студенты. Они оказывают музею помощь в атрибуции оружия, дают консультации по вопросам, связанным с военной тематикой, ведут информационный обмен. Наиболее устойчивым из этих клубов является «Новик».
Музей постепенно привлекает внимание творческой интеллигенции города. Для художников местом общения стали художественные мастерские, выставочные залы СОИМК. В музее несколько раз возникали очаги музыкального движения, например, джаз-рок группа, в т.ч. из сотрудников СОИМК (1996 г.). Конфессиональные объединения также пытаются использовать музей как место общения.
Складывающаяся в СОИМК клубная среда влияет на формирование направлений и перспектив его общественных связей. Они могут развиваться самостоятельно, без вмешательства музея, когда он выступает в качестве нейтральной площадки для встреч. Но регулирование общественных связей в нужном музею русле предполагает наличие выраженной активной позиции и способность наполнить контакты «музейным содержанием» (например, воссоздание музейными средствами атмосферы времени, которому посвящена встреча, т.е. своеобразное музеефицирование времени, события или личности).
Развитие контактов СОИМК в значительной степени определяется традиционным для краеведческого музея тремя основными направлениями: научное - с вузами, музейно-выставочное - с государственными и общественными музеями, образовательное - со школами, городскими и областными отделами образования, туристическими станциями. Их представители составили основной контингент экспертов, включенных музеем в анкетный опрос. У СОИМК есть также налаженные связи с Самарским отделением Российского фонда культуры, историко-эко-культурной ассоциацией «Поволжье», занимающейся перспективным планированием и организацией деятельности по изучению, сохранению и использованию культурного наследия региона. Определенное внимание к музею проявляют СМИ: в областных газетах периодически публикуются статьи о новых выставках или особо значимых музейных событиях и проблемах. СОИМК сотрудничает с фирмами по организации досуга, которые принимают участие в финансировании и проведении отдельных музейных мероприятий (фольклорного праздника «Святки», новогодних елок). Они рассматривают музей пока как удобную площадку для своих шоу (как это было, в частности, с «Битлз-фестивалями», проходившими летом 1993-1995 г. на площади перед входом в музей). Попыткой развивать новые направления общественных связей можно считать выступление СОИКМ в качестве одного из учредителей рекламно-издательской компании «Файн Дизайн».
На долгосрочной основе ведется сотрудничество музея с фирмами «Экспо-Дом» и «Экспо-Волга», проводящими в городе «отраслевые» экспо-выставки. Причем «Экспо-Волга» проводит подобные выставки не только в Самаре, но и представляет Самарскую область на выставках в других городах России и за рубежом.
Судя по материалам анкетного опроса, существующие контакты музея пока еще не носят характер постоянных, устойчивых связей. Характерно, что почти половина экспертов проигнорировала вопросы о своем участии в жизни музея и возможностях взаимной помощи. Из ответов следует, что наиболее распространенным остаются традиционные, «пассивные» формы контактов, не требующие затраты значительных усилий и времени: консультации, членство в Ученом совете, участие в музейных мероприятиях, обмен информацией. СОИМК рассматривается, преимущественно, как потенциальная источниковая база для исследований, а также возможный партнер для совместной деятельности: издательской, обмена или организации выставок, проведения мероприятий для учителей и учащихся, музейной практики студентов и т.п.
Анализ социокультурной ситуации в Самаре не позволяет пока говорить о выраженной конкуренции в сферах культуры, организации досуга. Формируется основа для ее возникновения в ближайшем будущем. Соперничать с тандемом «СОИМК-Экспо-Дом» в развитии выставочной деятельности может выставочный центр «Экспо-Волга», имеющий более значительные по размерам площади, но проигрывающий по месту расположения (отдаленный район города). Еще один реальный конкурент СОИКМ - Самарский областной художественный музей, в последнее время начавший активно осваивать краеведческую тематику как в области комплектования коллекций, так и в сфере экспозиционной и клубной работы. Еще одним престижным местом проведения досуга, встреч и общения творческой интеллигенции города становятся появляющиеся в городе частные галереи и художественные салоны.
Ориентация на создание (на основе существующих у СОИМК достаточно эпизодических и малопродуктивных контактов) системы устойчивых общественных связей, посредством которых вчерашние конкуренты должны превращаться в партнеров, потребует значительных усилий. Прежде всего музею предстоит определить свое место в культурной жизни города и региона, которое во многом зависит от способности реагировать на ключевые проблемы социокультурного развития.


Концепция    Содержание    Предыдущая    Следующая