I.6. Социальная среда функционирования музея
Полифункциональность музея как общественного института задает многоаспектность
в формировании его отношений с окружающим миром. Появляясь и развиваясь
в определенной социальной среде, музей, естественно, испытывает ее влияние.
При этом он оказывает обратное воздействие, эффективность которого зависит
от уровня развития музея, наличия выраженной позиции и программы деятельности,
степени интенсивности контактов.
Для концептуального обоснования системы культурных коммуникаций СОИКМ
необходимо проанализировать состояние существующих общественных связей
музея, определить партнеров и конкурентов, выявить степень его влияния
на социокультурную ситуацию в городе и регионе. Источником для рассмотрения
перечисленных вопросов послужили:
- музейная документация, прежде всего, материалы, отражающие деятельность
научно-просветительного отдела СОИМК (планы, отчеты, программы музейных
мероприятий);
- интервью с сотрудниками СОИКМ;
- материалы анкетного опроса, проводившегося среди специалистов (сотрудников
СОИКМ) и экспертов (преподаватели, сотрудники музеев города, представители
областной администрации, общественных организаций). Вопросы в анкетах ориентировали
отвечающих как на оценку существующей ситуации, так и на высказывание мнений
о перспективах развития СОИКМ.
Анализ состояния общественных связей СОИКМ.
Музейная аудитория.
Среди различных групп, включенных в сферу деятельности СОИКМ, приоритеты
отданы детям и учащимся, что традиционно для краеведческого музея. Позитивным
фактором является использование:
- новых форм, отражающих стремление музея мобильно реагировать на потребности
сегодняшнего дня (включение в музейные мероприятия элементов театрализованного
представления, фестивального праздника, а также деловой игры, моделирования
ситуации);
- дифференцированного подхода к музейной аудитории с учетом возрастных
особенностей.
Для младших школьников в музее организован цикл постоянных занятий
Музейной академии, рассчитанный на 3 года и нацеленный на получение элементарных
знаний об особенностях природы, истории, культуры региона на основе знакомства
с коллекциями СОИКМ. Для среднего возраста проводился (и планируется как
ежегодный) костюмированный «Алабинский бал» с воссозданием атмосферы и
соблюдением правил этикета к. XIX в. Подросткам была предложена серия деловых
игр, например, «Играем в ООН», организованная по инициативе Самарского
отделения содействия ООН (1995 г.).
Степень проработанности перечисленных направлений не позволяет пока
назвать их программами по возрастным категориям. Традиционной для музея
становится деятельность Музейной академии, работающей в основном с дошкольниками
и младшими школьниками. Самостоятельной музейной программой для детей среднего
школьного возраста является «Путешествие в страну Этнографию». Набор мероприятий
для старшеклассников все же остается «немузейным», слабо отличаясь от традиционных
форм досуга, предлагаемых Дворцами культуры или дискотеками.
Определенная ориентация есть у СОИМК на такую социальную группу, как
пенсионеры. Ежегодной традицией стало проведение в музее «Дня пожилого
человека», включающее бесплатное посещение всех экспозиций и выставок СОИМК,
концерты, вручение благотворительных подарков. В музейном кинозале два
раза в месяц для пенсионеров организован показ художественных фильмов,
сопровождаемый лекцией или концертом.
По оценкам сотрудников СОИМК, посещаемость музеев в городе значительно
снизилась. Значительно меньше стало организованных посетителей, составлявших
ранее основной контингент, что помимо общих социально-экономических причин
объясняется распадом системы государственных туристических организаций.
Перед музеями остро встала проблема привлечения посетителя.
Располагая одними из лучших выставочных площадей в городе, Самарский
музей пошел по пути расширения выставочной деятельности. Только в залах
главного здания проходит до 15 выставок в год.
Оценить эффективность культурно-образовательной деятельности СОИМК
позволяют материалы анкетного опроса. Показательно, что 35% специалистов
и 41,7% экспертов не ответили на вопрос о наиболее удачных по форме проведения
и интересных с их точки зрения мероприятиях музея (предлагалось назвать
одно-два). Наиболее популярными и среди специалистов, и среди экспертов
оказались выставки, прежде всего, привозные: восковых фигур (имеющая самый
высокий рейтинг), «Куклы Японии», творческих работ художника И.Глазунова
и др. Предпочтения специалистов были отданы также фольклорным праздникам
(«Святки», «Самарские посиделки» и др.) и Музейной академии. И специалистами,
и экспертами были отмечены музейные конференции.
Очевидно предпочтение зрелищных мероприятий (яркие привозные выставки,
театрализованные праздники) традиционным краеведческим экспозициям и формам
работы. Следует также обратить внимание на пожелание дальнейшего развития
выставочной деятельности, в том числе расширения и интенсификации межмузейного
обмена выставками, в т.ч. межрегионального и с зарубежными музеями. Это
было отмечено почти половиной экспертов и специалистов при ответах на вопросы
о путях улучшения музейного дела в Самаре и работы СОИМК.
Организация немузейных выставок, различного рода праздников, фестивалей,
концертов на территории музея тесно связана с проблемой эксплуатации его
свободных помещений. Здание бывшего Ленинского мемориала, располагающее
достаточными, специально приспособленными площадями и имеющее удобное территориальное
расположение (центр города) в течение ряда лет привлекает внимание различных
структур: общественных, коммерческих, конфессиональных объединений и т.п.
СОИМК, получивший здание, приобрел и опыт общения с перечисленными структурами,
далеко не всегда конструктивный. Были случаи, когда организации, заключившие
договор об аренде еще с администрацией музея В.И.Ленина, не выполняли обязательств
и не освобождали в срок занимаемую площадь.
Во избежание подобного рода конфликтных ситуаций СОИМК следует разработать
программу предоставления площадей в аренду, рассчитанную на реальных и
потенциальных партнеров, способных развивать с музеем творческие или деловые,
но только выставочные проекты.
Партнеры и конкуренты СОИМК.
Прежде всего отметим те объединения, деятельность которых проходит
непосредственно в стенах музея. На протяжении последних 2-3 лет в СОИМК
проводят свои постоянные встречи и заседания члены военно-исторических
клубов Самары: отставные военные, журналисты, преподаватели вузов, студенты.
Они оказывают музею помощь в атрибуции оружия, дают консультации по вопросам,
связанным с военной тематикой, ведут информационный обмен. Наиболее устойчивым
из этих клубов является «Новик».
Музей постепенно привлекает внимание творческой интеллигенции города.
Для художников местом общения стали художественные мастерские, выставочные
залы СОИМК. В музее несколько раз возникали очаги музыкального движения,
например, джаз-рок группа, в т.ч. из сотрудников СОИМК (1996 г.). Конфессиональные
объединения также пытаются использовать музей как место общения.
Складывающаяся в СОИМК клубная среда влияет на формирование направлений
и перспектив его общественных связей. Они могут развиваться самостоятельно,
без вмешательства музея, когда он выступает в качестве нейтральной площадки
для встреч. Но регулирование общественных связей в нужном музею русле предполагает
наличие выраженной активной позиции и способность наполнить контакты «музейным
содержанием» (например, воссоздание музейными средствами атмосферы времени,
которому посвящена встреча, т.е. своеобразное музеефицирование времени,
события или личности).
Развитие контактов СОИМК в значительной степени определяется традиционным
для краеведческого музея тремя основными направлениями: научное - с вузами,
музейно-выставочное - с государственными и общественными музеями, образовательное
- со школами, городскими и областными отделами образования, туристическими
станциями. Их представители составили основной контингент экспертов, включенных
музеем в анкетный опрос. У СОИМК есть также налаженные связи с Самарским
отделением Российского фонда культуры, историко-эко-культурной ассоциацией
«Поволжье», занимающейся перспективным планированием и организацией деятельности
по изучению, сохранению и использованию культурного наследия региона. Определенное
внимание к музею проявляют СМИ: в областных газетах периодически публикуются
статьи о новых выставках или особо значимых музейных событиях и проблемах.
СОИМК сотрудничает с фирмами по организации досуга, которые принимают участие
в финансировании и проведении отдельных музейных мероприятий (фольклорного
праздника «Святки», новогодних елок). Они рассматривают музей пока как
удобную площадку для своих шоу (как это было, в частности, с «Битлз-фестивалями»,
проходившими летом 1993-1995 г. на площади перед входом в музей). Попыткой
развивать новые направления общественных связей можно считать выступление
СОИКМ в качестве одного из учредителей рекламно-издательской компании «Файн
Дизайн».
На долгосрочной основе ведется сотрудничество музея с фирмами «Экспо-Дом»
и «Экспо-Волга», проводящими в городе «отраслевые» экспо-выставки. Причем
«Экспо-Волга» проводит подобные выставки не только в Самаре, но и представляет
Самарскую область на выставках в других городах России и за рубежом.
Судя по материалам анкетного опроса, существующие контакты музея пока
еще не носят характер постоянных, устойчивых связей. Характерно, что почти
половина экспертов проигнорировала вопросы о своем участии в жизни музея
и возможностях взаимной помощи. Из ответов следует, что наиболее распространенным
остаются традиционные, «пассивные» формы контактов, не требующие затраты
значительных усилий и времени: консультации, членство в Ученом совете,
участие в музейных мероприятиях, обмен информацией. СОИМК рассматривается,
преимущественно, как потенциальная источниковая база для исследований,
а также возможный партнер для совместной деятельности: издательской, обмена
или организации выставок, проведения мероприятий для учителей и учащихся,
музейной практики студентов и т.п.
Анализ социокультурной ситуации в Самаре не позволяет пока говорить
о выраженной конкуренции в сферах культуры, организации досуга. Формируется
основа для ее возникновения в ближайшем будущем. Соперничать с тандемом
«СОИМК-Экспо-Дом» в развитии выставочной деятельности может выставочный
центр «Экспо-Волга», имеющий более значительные по размерам площади, но
проигрывающий по месту расположения (отдаленный район города). Еще один
реальный конкурент СОИКМ - Самарский областной художественный музей, в
последнее время начавший активно осваивать краеведческую тематику как в
области комплектования коллекций, так и в сфере экспозиционной и клубной
работы. Еще одним престижным местом проведения досуга, встреч и общения
творческой интеллигенции города становятся появляющиеся в городе частные
галереи и художественные салоны.
Ориентация на создание (на основе существующих у СОИМК достаточно эпизодических
и малопродуктивных контактов) системы устойчивых общественных связей, посредством
которых вчерашние конкуренты должны превращаться в партнеров, потребует
значительных усилий. Прежде всего музею предстоит определить свое место
в культурной жизни города и региона, которое во многом зависит от способности
реагировать на ключевые проблемы социокультурного развития.
|