СОТРУДНИКИ /  В.Ю.ДУКЕЛЬСКИЙ
ВЛАДИМИР ЮРЬЕВИЧ ДУКЕЛЬСКИЙ
кандидат исторических наук
Владимир Юрьевич Дукельский

"Город выступает как универсальный механизм или факт культуры, в рамках которого различные стороны жизни оказываются подчиненными задачам культурного развития".

"Выполняя по отношению к прошлой и современной культуре ценностно-избирательную функцию, музей формирует малый предметный мир - своеобразную культуру в культуре, призванную информировать общество о нем самом и его прошлом".

"При вхождении в новую среду предмет начинает как бы раскрывать заложенную в нем, но скрытую до поры информацию".

"Сама возможность музейного использования предметов базируется на их полифункциональности и полисемантичности, т.е. многообразии форм и способов осмысления и применения вещей. Музей создает новое отношение к предметам, активизируя их культурные значения, их символическую сторону, но формироваться она начинает еще вне музея".

"В результате музейной деятельности возникает постоянно расширяющийся музейный "универсум" – особая сфера культуры, искусственная по своему происхождению, но изучаемая и описываемая как объективно существующая социокультурная реальность".

"Музей – это фабрика образов. Он пронизан образами: образный строй экспозиции, образ эпохи, образ стиля, образ человека, наконец, образ самого музея. Получается, что музей – это система образов, выстроенных в определенной последовательности".

"Музей – это не только форма отражения, но и форма бытования истории в современности. Отсюда активная роль музея в формировании образа истории и право на ее видовую специфику".

"Область на стыке науки и популяризации как раз и есть сегмент «рынка истории», в котором должен действовать музей. Именно здесь следует ожидать появления нового качественного знания, нового исторического продукта, соединяющего достоинства и достижения научного знания с творческой свободой исследовательского поиска и гипотезами, не противоречащими научным знаниям, но пока еще не обладающими необходимой доказательной базой".

"В музее можно всё или почти всё. Можно, если не забывается цель, для чего это делается. А целью является не только удержание музейной специфики, но и ее популяризация, распространение правильного понимания музея среди посетителей".

"Активную «музейную экспансию» – распространение на новые территории, на новые регионы и даже страны, создание представительств, центров и «спутников» – можно считать приметой времени. Крупные музейные образования, как и большие корпорации, не могут оставаться в прежних границах без риска утраты своих позиций, а потому должны выходить на новые культурные рынки".

В Лаборатории музейного проектирования работает с 1988 года.

Сфера научных интересов

  • Теория музейного дела
  • Историческая культурология
  • Музейное проектирование

Основные публикации

  • Терминологические проблемы теории музейного предмета // Терминологические проблемы музееведения. М., 1986. С.27-35.
  • Город как источник культуры // Культура города: Проблемы качества городской среды. М., 1986. С.63-73
  • Музейные коллекции и предметный мир культуры // Некоторые проблемы исследования современной культуры. М., 1987. С.26-34
  • Полифункциональность вещи как одна из основ ее экспозиционного использования // Актуальные проблемы советского музееведения. М., 1987. С.68-75
  • Музей и культурно-историческая среда // Музееведение: Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. С.107-116
  • В поисках музейной концепции истории // Музейная экспозиция. М., 1997
  • Музеи в мире культурных проектов // Музеи. Маркетинг. Менеджмент. М., 2001
  • Музейный туризм – панацея или соблазн? // Музей и туризм. Петрозаводск, 2002
  • Культура возвращается домой // Культура на границах. М., 2004
  • Культурный герой на распутье // 60 параллель, 2006, N 1 (20)
  • Музеи у себя дома // Отечественные записки, 2006, N 5
  • Музейный социум // Музей и личность. М., 2007, с.80-92
  • Пространство публичного одиночества // Музей и личность. М., 2007, с. 6-15
  • «Образцы и образы современной музейной деятельности» // Меняющийся музей в меняющемся мире – М. 2008, с.36-40
  • Проектирование музейной экспозиции // Музейное проектирование. М., 2009, с. 58-76
  • Проектирование корпоративных музеев // Музейное проектирование. М., 2009, с. 143-166
  • Музей в системе коммуникаций территориального образования // Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. М., 2010, с. 85-97
  • Региональная культурная политика: в поисках оснований // Музей и регион. М., 2011, с. 11-35
  • Город как преддверие музея // Музей и регион. М., 2011, с. 269-291
  • Музеи на краю света // Музей. 2011, № 8, с. 6-11
  • Историческая ретроспекция как средство экспозиционного раскрытия межкультурных взаимодействий // Мир музея. 2011, № 11, с. 8-12
  • Этнография ГУЛАГа // Мир музея, 2012, № 3, с. 30-35
  • Музейный праздник и праздник в музее / Мир музея, 2012, № 12
  • Музеи кремлей в поисках будущего / Музей, 2014, № 8
  • Зов земли // Мир музея. 2014, № 5. С. 6-8
  • История в музее: в поисках самоопределения / Наследие и современность // Институт наследия. Научно-информационный сб. Вып. № 21. Москва. 2014. С. 61-71

Всего - более 80 публикаций в научной и массовой печати

E-mail: v.dukelsky@gmail.com