Преобразование системы обеспечения


Концепция    Содержание    Предыдущая    Следующая


IV.2. Преобразование системы организационного, научного, и проектного обеспечения развития музея

Реализация новой концепции СОИКМ найдет воплощение в новой штатной структуре, которую предстоит сформировать с учетом реальных финансовых возможностей музея. Здесь же ограничимся перечнем направлений оптимизации основных блоков современной оргструктуры музея.
Первый блок составляет администрация музея с системой обеспечивающих ее деятельность административно-хозяйственных и иных вспомогательных служб. Развитие этого блока возможно в рамках двух направлений. Первое связано с возрастанием степени экономической самостоятельности музея по мере освоения им дополнительных финансовых и материальных ресурсов развития. Эта тенденция ставит на повестку дня задачу создания в структуре музея службы финансового менеджмента, в состав которой, кроме сотрудников бухгалтерии, должны войти специалисты в области экономики культурной деятельности. Возглавлять эту службу может Главный экономист музея, на которого должны быть возложены функции коммерческого директора учреждения.
Второе направление оптимизации данного блока может быть связано с развитием технической базы. Можно предусмотреть дальнейшее развитие службы Главного инженера музея. В число функций этой службы, кроме обычных вопросов ремонта, содержания здания музея, должно войти формирование и эксплуатация всего парка технических средств музейной работы - аудиовизуальных средств, вычислительной техники, электронных средств коммуникации и т.д.
Второй блок, возглавляемый Главным хранителем, формируется из комплекса подразделений, ответственных за формирование, сохранение, обогащение и подготовку к использованию основной ресурсной базы музея - его коллекций. Системообразующее значение данного структурного блока, перспектива усложнения его организации по сравнению с традиционными музеями (за счет введения в него специалистов по работе с электронными средствами обработки музейной информации), а также нацеленность на удовлетворение базовых общественных потребностей (не только современных, но и потребностей будущих поколений) обуславливает необходимость его функционирования на стабильной основе ведомственных госбюджетных ассигнований, отпускаемых на охрану и приумножение культурного наследия. В числе первоочередных задач оптимизации структуры данного блока следует назвать создание при отделе фондов реставрационной мастерской.
Третий структурный блок, возглавляемый заместителем директора по научной работе, является главным функциональным подразделением музея, обеспечивающим его динамичное развитие как учреждения нового типа. Структурным ядром этого блока должна быть связка заместителя директора по научной работе и ученого секретаря музея. В перспективе, по мере расширения проектной деятельности музея в этом блоке может быть создан небольшой отдел (условное название - отдел музейной коммуникации) в который войдут наиболее квалифицированные специалисты в области разработки и реализации музейных программ и проектов.
Основное наполнение данного структурного блока, при сохранении базовой структуры учреждения, должен составить комплекс временных творческих коллективов, обеспечивающих реализацию конкретных направлений научной, экспозиционной и иной деятельности музея. Эти временные коллективы могут включать сотрудников музея, в каком бы подразделении они ни работали. Возглавлять эти коллективы также могут любые сотрудники.
Поскольку задачи подготовки научных разработок, экспозиционно-выставочных проектов и культурных программ музея напрямую соотносятся с запросами и потребностями конкретных категорий музейных посетителей и партнеров музея по культурной деятельности (а эти запросы динамично изменяются), работа музея в указанном направлении не может строиться иначе, как на основе гибких структур, легко при необходимости наращиваемых и трансформируемых. ВТК формируются приказом директора, на конкурсной основе для работы над четко определенными заданиями в течение фиксированного периода времени с оговоренными в контракте размерами оплаты труда по конечному результату.
Это могут быть временные научные коллективы по разработке тех или иных научных проблем; временные проектные коллективы по созданию программ, концепций, художественных, технических и иных проектов, сценариев, методических и технологических разработок для проведения разного рода культурных акций, циклов мероприятий и т.п.; временные производственные коллективы, создаваемые для воплощения готовых проектов, проведения мероприятий, строительства экспозиций и др.
Финансирование ВТК производится за счет целевых субсидий, получаемых из различных источников, в том числе, кроме названных выше, из доходов музея от продажи билетов, абонементов, коммерческой деятельности и т.п.
И, наконец, четвертый структурный блок, руководимый заведующим отделом научно-просветительной работы (в перспективе - зам. директора по общественным связям), - это комплекс подразделений, призванный обеспечить «реализацию» производимых музеем услуг, то есть результатов всех видов музейной работы, осуществляемой третьим структурным блоком на основе подготовленных вторым блоком ресурсов. Поскольку речь идет об услугах и продукции, имеющих определенную потребительскую стоимость, финансирование данного комплекса подразделений должно осуществляться в основном за счет собственных доходов музея. В рамках данного блока, учитывая перспективы расширения сферы его взаимодействия с населением, следует предусмотреть развитие дополнительных подразделений и вспомогательных служб. В числе приоритетных можно назвать действующие на постоянной основе социологическую службу, рекламное бюро и редакционно-издательский отдел. Следует подчеркнуть необходимость оснащения этих подразделений всеми необходимыми техническими средствами: электронной связью, малотиражной полиграфией и т.п.

Нововведения в организации научного и проектного обеспечения развития музея
Принимая новую концепцию музея, мы имеем дело с инновационным проектом, при реализации которого следует твердо придерживаться следующих принципов.
1) Развитие музея будет осуществляться по шагам - в режиме относительно независимых, хотя и связанных общей идеологией отдельных проектов. Каждый проект музея - краткосрочный или долговременный - должен иметь определенный замысел, реалистическую смету, твердо установленного адресата и группу, которая занимается его осуществлением. У каждого проекта должен быть свой руководитель.
2) Необходимо ясно представлять себе задачи проекта и понимать, какие результаты в данном случае будут свидетельствовать об успехе, а какие - о неудаче. В этом отношении очень важно не строить иллюзий. Если мы рассчитывали, что что-то вызовет у публики интерес, а в действительности этого не происходит, не надо закрывать на это глаза. Такая проблема сплошь и рядом возникает в любом музее, но к сожалению, чаще всего музейные работники предпочитают ее не замечать.
3) Помимо честности и трезвого взгляда на результаты своего труда, который в даном случае должен стать одним из профессиональных качеств, существуют еще и объективные методы проверки эффективности деятельности музея. В идеале каждый проект должен иметь исследовательское сопровождение, нацеленное на изучение его эффективности. В реальности на это не всегда хватает ресурсов. Однако музей должен регулярно (по крайней мере, один раз в три года) проводить обследование своей аудитории, ибо здесь будут выявляться вещи, невидимые «невооруженным» глазом.
4) Надо уметь «работать над ошибками», превращая свои неудачи в достоинства. Каждый неверный шаг, - если он честно оценен и понят, - это повод найти правильный образ действий, позволяющий достигать нужных результатов. И каждый отдельный проект, и деятельность музея в целом нуждаются в механизме постоянной коррекции. Для этого в коллективе должен сложиться климат доверия и непреложное правило - обсуждать ход осуществления конкретных проектов по существу дела.


Концепция    Содержание    Предыдущая    Следующая